Материал раздела Основной

Екатерина Шульман — РБК: «У нас не начнут бить магазины»

О суровом и религиозном социуме, протестном потенциале российских потребителей, аполитичности брендов, общественных парадоксах, гражданской мускулатуре и побочных эффектах шеринг-экономики — рассказала в интервью РБК Pro политолог Екатерина Шульман

Екатерина Шульман

Кандидат политических наук, доцент «Шанинки» (Московской высшей школы социальных и экономических наук), преподаватель ИОН РАНХиГС. Ведущая еженедельной авторской программы на радиостанции «Эхо Москвы», посвященной популяризации политической науки.

Про религию нового века, снижение уровня доверия и сбережения

— Екатерина, давайте начнем с трендов. По вашему мнению, какие экономические тренды сформировались за время пандемии? И у каких из этих трендов есть шанс остаться с нами в долгосрочной перспективе?

— Чтобы я все-таки могла хоть как-то об этом рассуждать, давайте говорить не об экономических, а о потребительских тенденциях. Сама по себе чрезвычайная ситуация, даже такая, как пандемия всемирного масштаба, не приносит никаких новых тенденций развития. Она усиливает те процессы, которые шли до нее. Точно так же, как она может убить нечто, что тихо засыхало, — она убьет его быстрее.

Самый главный, самый большой тренд — это культ безопасности. Безопасность — религия нового века. Социумы, воспринявшие эту ценность как приоритетную, готовы очень многим жертвовать, в том числе и тем, что в прошлом веке подразумевалось под свободами или под неприкосновенностью частной жизни. Они готовы от этого отказываться полностью или частично, с сопротивлением или без сопротивления, но примат безопасности/ценности человеческой жизни не подвергается сомнению.

— А в этом контексте что вы можете сказать о доверии к государству, компаниям? За последние полгода уровень доверия в обществе вырос?

— У нас нет цифр за полгода, но мы видим некоторую динамику за последние годы. В российском контексте это довольно грустные цифры. У нас нет институтов, которые наращивали бы доверие к себе. Есть те, которые сохраняют лидирующие позиции. Наша первая тройка по-прежнему выглядит так: президент, армия и церковь.