Голодные игры: как ретейлеры и девелоперы будут выживать в кризис
«Арендаторы — это те, кто приходят на все готовое. Они не создают добавленной стоимости», — написал у меня в Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) один управляющий торгового центра. «Девелоперы — дармоеды, эксплуататоры арендаторов», — часто слышно с другой стороны. Особенно часто это звучало в карантин. Правда, как обычно, находится где-то посередине.
Три типа ретейлеров
На самом деле ретейлеры очень разные. Условно их можно отнести к трем типам:
- Перепродают чужой товар. Характерные примеры: «Ашан», «Пятёрочка», «Магнит», «Петрович», «Леруа-Мерлен», «Детский мир», «Связной», «М. Видео», DNS.
- Создают свой дизайн товара, продают товары своих марок и их продвигают: «ВкусВилл», «Индитекс» (Zara и тд), «Глория Джинс», «Эконика», «Декатлон», «Остин», Finn Flare и др.
- Производят свой товар и продают его: «Алёнка» (шоколад), «Великолукский мясокомбинат», Ralf Ringer, Mr. Doors, «Кухни «Мария», «Штолле» и т.д.
Понятно, что большинство ретейлеров не принадлежит строго к какому-то одному типу. Например, «Глория Джинс» когда-то была в первую очередь производственной компанией. Сейчас же производство составляет лишь небольшую часть ее бизнеса.
Стратегии выживания для ретейла
Создать нового крупного ретейлера очень сложно. Нужны огромные инвестиции. Чтобы стать успешным «перепродавцом», надо перепродавать лучше других. А как это сделать, когда конкуренты уже продают товар по всей стране, имеют огромные объемы и солидные скидки от поставщиков за объемы продаж? Как сразу выйти на большие объемы?