Игра втемную: как устроен рынок железнодорожных контейнерных перевозок
Контейнерные перевозки по железной дороге в России — стандарт для бизнеса ввиду огромных расстояний. Внутри одного федерального округа отлично справляется автомобильный транспорт, но железнодорожная логистика из европейской части страны на Дальний Восток поездами обойдется, к примеру, в 2–2,5 раза дешевле.
Страна железных дорог
Контейнерами пользуются тысячи компаний: большие сети, производственные предприятия, вендоры, представители среднего и малого бизнеса. Тара универсальна, в ней возят больше 100 видов товаров, в том числе строительные материалы, оборудование, бытовую химию, продукты питания, одежду и обувь. Точной статистики по номенклатуре нет, как нет и зависимости тарифа от наименования груза.
В последние годы многие российские операторы перевозок нарастили вагонный парк на волне роста восточного направления. Заинтересованный в сбыте Китай продолжает дотировать железнодорожное сообщение, хотя тут ситуация может поменяться, и тогда закупленный транспорт останется невостребованным. Пока же операторы зарабатывают на дешевых сухопутных маршрутах через границы России, а у привычного транспортного коридора из дальневосточных портов в европейскую часть страны появилась альтернатива.
В начале 2020 года контейнерный рынок нашей страны продолжает расти — за январь—февраль его показатели, по данным транспортной группы FESCO, увеличились на 8%. Именно настолько выросло количество перевезенных контейнеров в пересчете на двадцатифутовый эквивалент (TEU). Однако у предпринимателей все так же регулярно появляются проблемы с планированием расходов на грузоперевозки, потому что цены остаются непредсказуемыми. Расскажу, почему так происходит и что поможет исправить ситуацию.
На закрытость ценообразования влияет несколько моментов.
Операторов мало, экспедиторов много
Вокруг ограниченного числа операторов перевозок (лидеры рынка — ПАО «Трансконтейнер» и FESCO) функционирует цепочка экспедиторов-посредников. Крупных операторов интересуют только большие объемы, из-за чего и появилось большое количество промежуточных звеньев, обслуживающих основную массу заказчиков. Каждый посредник сам оценивает стоимость своих услуг, причем для двух клиентов она разнится.