РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как выбрать иностранного контрагента

ВЭД Статьи СДМ-Банк
Кризис — время активизации мошенников во многих сферах. Максим Солнцев, председатель правления СДМ-Банка, рассказывает, как уберечь бизнес от ненадежного иностранного контрагента

Внешнеторговые сделки всегда вызывают повышенное внимание со стороны банков и контролирующих органов. Во время пандемии из-за закрытых границ возросли риски трансграничных операций, усилилась зависимость бизнеса от дистанционных способов работы: интернет-платформ и облачных продуктов. Как следствие — выросло число кибермошенничеств. В новых условиях предпринимателям важно быть крайне внимательными к иностранным партнерам и иметь безопасные онлайн-каналы для бизнес-коммуникаций.

Как в условиях новой реальности правильно подготовить и подписать контракт, не ошибиться в выборе иностранного партнера, какие нюансы необходимо учесть?

1. Онлайн-подпись

Пандемия перевела все традиционные мероприятия по подготовке и заключению контрактов в онлайн. Если раньше почти всегда можно было пообщаться с контрагентом лично, то сейчас это невозможно. Все переговоры переместились в WhatsApp, Zoom, Skype и на другие платформы.

Что важно: наладить дистанционные каналы для ведения переговоров и тщательно готовиться к онлайн-встречам. Договоры в таких условиях обычно подписываются по факсу или электронной почте. Необходимо учесть все тонкости, четко провести процедуры верификации — подписать документ с помощью факсимильной или электронной подписи, предварительно согласовав ее использование. Для этого в договор должен быть включен соответствующий пункт.

2. Проверка контрагента

Уделяйте большое внимание проверке контрагентов. Этот важный момент и в мирное время, а в кризис — особенно.

Выбирая нового партнера, прежде всего необходимо узнать, а существует ли такая компания на самом деле. Посмотрите, какая информация есть о ней в интернете. Хорошо, если у компании есть сайт и на нем регулярно обновляется информация, а контактные данные — реальны.

Какую информацию искать в интернете? Например, желательно, чтобы в открытых источниках были сведения об участии компании в выставках, исполнении публичных контрактов, отзывы от ее пользователей. Особое внимание следует уделить негативной информации: участие в судебных процессах в качестве ответчика по неисполнению договоров — особый повод задуматься, стоит ли работать с этой компанией.