Наперегонки со смертью: какой ценой китайский общепит спасся от разорения
Эпидемия коронавируса застала владелицу небольшого бара в Ханчжоу Сюй Цзыхуа врасплох. Прибыль таяла стремительно, но она решила не сидеть сложа руки. «Мы запустили креативную функцию в приложении доставки еды», — делится хозяйка заведения. Бармены разливают ингредиенты в тару, которую отправляют клиенту вместе с видеоинструкцией, и он сам готовит коктейль у себя на кухне. «Раз уж люди не могут попасть в бар, мы устроим его прямо у них дома», — улыбается Сюй.
Китайским предпринимателям в этом году пришлось напрячь творческие способности. Пандемия накрыла страну в разгар новогодних праздников (год Крысы по лунному календарю наступил 25 января) и обошлась владельцам ресторанов, баров и кафе в миллиарды долларов. По данным Национального бюро статистики КНР, доход заведений за первый квартал 2020 года составил 602,6 млрд юаней (около $89 млрд) — на 44,3% ниже, чем в предыдущем году. С января по август общая выручка китайского общепита исчислялась $2,15 трлн (около $317 млрд), что на 26,6% ниже, чем за аналогичный период 2019 года. Особенно пострадали продавцы алкоголя, в частности китайской водки байцзю (которая всегда стоит на праздничном столе), из-за отмены новогодних гуляний в январе—феврале потерявшие почти половину ежегодной прибыли. В таких условиях спасение общепита легло на плечи доставщиков еды.
В Китае и до пандемии был крупнейший в мире рынок доставки. Во время карантина сервис стал еще популярнее. Один из крупнейших игроков этого рынка Meituan провел исследование и выяснил, что еще в марте почти треть (30%) ресторанов стали привозить еду клиентам на дом. Резкий рост популярности ваймай, доставки еды, привлек внимание к оборотной стороне удобства подобной услуги. Доставщики работают в чрезвычайно суровых условиях, часто рискуя жизнью, чтобы клиент вовремя сел за стол.