Даниэль Торнили — РБК: «Россия отстает от Запада, и это хорошо»
Кто такой Даниэль Торнили
Президент и владелец компании DT-Global Business Consulting GmbH со штаб-квартирой в Вене. В настоящее время DT-Global работает с 5 тыс. руководителей более чем из 350 глобальных и региональных компаний (в числе клиентов — управленцы Ernst & Young, IKEA, Pfizer, MasterCard, Nintendo, Nike, McDonald's, IBM, Danone, Canon, Citi Group, Hilton, Oracle, Puma и многих других компаний). В течение 23 лет Торнили был старшим вице-президентом и старшим консультантом издательского холдинга The Economist Group по вопросам глобальных тенденций корпоративного бизнеса. Его специализация — бизнес-стратегии на рынках развивающихся стран (БРИКС, Восточная Европа и т.п.). Даниэль Торнили выступает как лектор на курсах MBA для руководящего состава, которые проводят такие университеты, как Оксфордский, Чикагский, IESE (Испания) и Центрально-Европейский университет в Будапеште. Автор трех книг, среди которых «Развивающиеся рынки: уроки успеха бизнеса и перспективы развития различных рынков».
«Половина британцев не имеют работы в привычном смысле»
— Люди в России беднеют, их покупательная способность уменьшается. Как это влияет на бизнес российских компаний?
— Безработица растет по всему миру, даже если официальные источники не показывают, насколько все плохо. Например, в России 10 млн людей получают большую часть своих доходов из теневой экономики. Росстат этот факт никак не отражает. Реальные зарплаты в России с начала года к лету снизились на 2%, а к концу года снижение наверняка составит целых 5%. Что касается потребления, то последствия коронавируса наложились на тренд, который наблюдался еще до этого. В мире русские известны своей тягой к премиальным брендам — согласно небезосновательному стереотипу, если у русского есть достаточно денег, он готов накупить пять «ламборгини» или «феррари», хотя зачем столько одному человеку? Это было хорошо для компаний: они продавали в России много всего ненужного за хорошие деньги. Но года три-четыре назад это начало меняться. Сейчас такое потребительское поведение сохранилось только у самых богатых, а ваш средний потребитель стал таким же нормальным, как европеец или американец. Ему нужны более простые бренды, которые продают хорошее качество за скромные деньги. Во главе угла теперь доступная цена, потому что средний россиянин не уверен даже в ближайшем будущем. «Сохраню ли я работу до Нового года? Сколько денег я должен откладывать на свое здоровье?» — вот о чем он сейчас думает. Конечно, премиальные товары в России все еще продаются. Тому есть свои причины. Например, до кризиса россияне проводили за границей много времени, ездили в отпуск и на праздники, ежегодно оставляя за границей около $40–50 млрд. А в этом году они вряд ли потратят больше $20–25 млрд, и то если границы откроют. Куда они денут деньги, которые сэкономили? Положат в банк или потратят внутри страны. Но опять-таки они могут потратить их на дорогие товары, а могут приберечь на хлеб и молоко. Купит ли средний россиянин в этом сентябре новую машину? Скорее уж подержанную. Кроме того, по всему миру меняются потребительские привычки — в следующем году мы увидим намного меньше людей в ресторанах, барах и клубах и намного больше — на диване с куском пиццы в руке и за сериалом Netflix.