РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Алан Тредгольд — РБК: «Чтобы ретейл остался на плаву, нужны технологии»

Ретейл Интернет-торговля Статьи РБК
О том, как зарубежные ретейлеры переживают кризис, кто пострадал больше всех и какая судьба ждет торговые центры, рассказал в интервью РБК Pro независимый консультант индустрии ретейла Алан Тредгольд
Фото:Cindy Ord / Getty Images
Фото: Cindy Ord / Getty Images

Алан Тредгольд

Независимый консультант в сфере ретейла более чем с 20-летним опытом работы. Был партнером в консалтинговых компаниях PA Consulting и PwC. Работал в Великобритании, Австралии, Северной Америке. Специализируется на стратегиях в розничной торговле, оптимизации операционных моделей и вовлеченности клиентов.

«Раньше у ретейлеров было три-пять лет на перестройку процессов, теперь — шесть-девять месяцев»

— Алан, COVID-19, бесспорно, изменил нашу жизнь и ускорил процессы — не только в ретейле, но практически во всех сферах. Можете вкратце описать новый ландшафт глобального ретейла? Вы даже написали книгу «Навигация по новому ландшафту розничной торговли», правда, в 2016 году.

— В эту книгу как раз недавно были внесены изменения с учетом пандемии. Она должна выйти в свет в октябре. Мир для ретейлеров очень изменился, и, похоже, он уже никогда не будет прежним. Серьезно изменились образ жизни и покупательское поведение потребителей, стремительно выросли онлайн-продажи и энтузиазм покупателей к покупкам онлайн. Как следствие — можем видеть сниженный трафик и падение продаж в обычных розничных магазинах. Плюс потребители, на мой взгляд, сейчас крайне обеспокоены мерами защиты при посещении магазинов, и стало сложнее привлечь их туда снова.

Тот факт, что люди стали чаще работать из дома, негативно отразился на ретейлерах, которые делают упор на магазины шаговой доступности в непосредственной близости к офисным помещениям. При этом можно отметить положительную динамику в работе местных поставщиков, особенно продовольственных магазинов, поставщиков товаров для красоты и здоровья, а также онлайн-ретейлеров, которые доставляют товары на дом.

— Что вы думаете о привычках и поведении потребителей — они изменились безвозвратно или все-таки вернутся к предыдущему состоянию?

— На мой взгляд, то, что мы сейчас наблюдаем по мере выхода разных стран из карантина, свидетельствует о своего рода возврате к прежним потребительским привычкам. Высокие темпы роста онлайн-ретейла, которые были зафиксированы в США, Великобритании, всей Западной Европе и в Восточной и Юго-Восточной Азии, начали замедляться, и наметился спад. Например, доля онлайн-продаж ретейлеров продовольственных товаров в Великобритании возросла с допандемийных 15% до 40% и более в период карантина. И этот показатель сейчас снижается до отметки 30–35%. Т.е. происходит некоторый возврат к прежнему поведению, но он не носит полномасштабный характер. Думаю, мы можем с уверенностью сказать, что покупательское поведение изменилось навсегда.

— Что делать компаниям со своей стратегией, чтобы удовлетворить новые потребительские запросы?