Если бы не «корона»: как пандемия подтолкнула рост рынка цифровых решений
В кризис наиболее устойчивыми к новым вызовам оказались предприятия, которые раньше много инвестировали в цифровизацию своего бизнеса. Это помогло им не только выжить, но и в отдельных случаях добиться еще большего успеха на рынке. Они могли своевременно запускать новые продукты и сервисы и были готовы мгновенно реагировать на обстоятельства.
Вероятно, именно коронакризис станет в ближайшем будущем основным фактором роста рынка цифровых технологий. Да, этот рост не станет взрывным, но будет устойчивым и поступательным. И вот почему.
Технологии: Must have вместо Nice-to-have
События последних месяцев только подтвердили правоту тех, кто и раньше утверждал, что цифровизация стала не желательной, а обязательной для бизнеса.
Технологии помогли многим компаниям во время кризиса получить дополнительные преимущества. Электронная коммерция, которая раньше воспринималась компаниями как своего рода «песочница», полигон для обкатки технологий и приобретения опыта и приносила компаниям всего 2–3% от общего оборота, сегодня стала обязательной, и не только для ретейла.
То же самое можно сказать о логистике. Системы доставки товаров потребителям, которые формируют сегодня многие организации, нуждаются в цифровых инструментах для управления, планирования, распределения. Без них добиться заметного повышения качества логистики невозможно, а значит, велик риск потерять клиентов.
Переход технологий из категории Nice-to-have в Must have меняет и отношение к ним. Времена, когда сами по себе ИТ становились фактором успеха бизнеса, также миновали. На первый план вышло качество технологических решений и те возможности, которые они дают компании: повысить эффективность существующих бизнес-процессов и создать добавочную стоимость или конкурентное преимущество. Иными словами, бизнес нуждается в инструментах, которые не просто обеспечивают его работу, а позволяют быть стабильным, эффективным и устойчивым в кризисных ситуациях.
Приведу пример. До сих пор предприятия, в которых четко разведены производственная и коммерческая службы, испытывают серьезные проблемы при создании интегрированных бизнес-планов. Сбыт и производства живут своими жизнями, разрозненно. У таких компаний нет инструмента, чтобы объединить управление этими частями бизнеса, сформировать для них общий план развития. А значит, бизнес теряет эффективность: снижаются скорость и точность реагирования, сокращается маржа.
Сектор А, «тяжелый»: формирование отложенного спроса
Каждая из индустрий по-разному реагирует на кризис. Аналитики делят их на два условных сектора.