РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Чек-лист: шесть шагов на пути к внедрению искусственного интеллекта

IT Инновации Статьи Нетология
Все больше компаний внедряют в бизнес-процессы решения на основе искусственного интеллекта (ИИ). Эксперт курса «Трансформация бизнеса: внедрение искусственного интеллекта» в «Нетологии» рассказывает, какие шаги необходимо сделать на этом пути
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что такое AI-first

Согласно исследованию PwC, 67% руководителей считают, что ИИ поможет улучшить операционные процессы, объединяя искусственный и человеческий интеллект. К 2030 году мировой ВВП будет расти на 1,2% в год именно благодаря ускоренному развитию цифровых технологий и внедрению ИИ. Это означает увеличение экономики на $13–15,7 трлн, что подчеркивает потенциал машинного обучения и ИИ.

Все чаще звучит термин AI-first –– это когда компания в своей цифровой стратегии ориентируется на пользу от использования ИИ. Например, лидирующими компаниями эры доткомов стали те, что начали работать в интернете. А в эпоху электронной коммерции в топ вышли те, что первыми начали продавать товары онлайн и сделали это трендом (например, Amazon), а не те, что перешли в онлайн из офлайна вслед за трендом. Компании эры ИИ отличаются тем, что внедряют искусственный интеллект в свой бизнес с первого дня.

AI-first компании, особенно стартапы, собирают ценные данные, используют их для обучения прогнозных моделей, а затем используют эти прогнозы для автоматизации работы, внедряя нейронные сети, глубокое обучение и прочие передовые решения.

За счет автоматизации и снижения стоимости поддержания процессов AI-first компании могут устанавливать низкую цену на свою продукцию или услуги. Так они увеличивают охват использования среди потребителей, тем самым максимизируя сбор ценных данных. Чем больше пользователей, тем больше данных. В то же время традиционные компании, чтобы вырваться вперед конкурентов, при внедрении ИИ вынуждены фактически создавать новую компанию или продукт на базе существующей.

Согласно исследованию IDC, наибольшая активность во внедрении ИИ в России приходится на финансовый сектор (41% инвестиций от общего объема $172,5 млн), 16% составляет производство, 14% — оптовая и розничная торговля. С 1 июля 2020 года действует специальный экспериментальный режим развития ИИ в Москве, а количество системообразующих ИТ-компаний постоянно увеличивается.

Поэтому традиционным компаниям стоит как можно скорее выбрать для себя стратегию: испытать боль от роста и трансформации или же от потери рынка для своих товаров и услуг, если не предпринять попытку внедрить ИИ и машинное обучение.

Шесть шагов внедрения ИИ

1. Определить свои бизнес-потребности

Каждый руководитель, принимающий решение о будущем компании, должен разбираться в ИИ, данных и возможностях их применения. И начать с ответа на вопрос: какие процессы или продукты компании могут принести больше прибыли с внедрением ИИ? Например:

  • повысить эффективность рабочей силы (упростить, автоматизировать рутинные процессы);
  • улучшить результаты маркетинговых активностей, создавая релевантный потребителю контент или визуальный ряд;
  • сэкономить время и деньги благодаря замене ручных процессов автоматическими или прогнозированием;
  • избежать человеческих ошибок, особенно в комплексных расчетах и многоступенчатых процедурах;
  • предсказать потребности клиента раньше, чем тот уйдет к конкуренту, и обеспечить персонализацию работы с ним;
  • увеличить выручку, создавая возможности для продаж.