Эксперты НИУ ВШЭ провели мониторинг российского ретейла. За время коронакризиса отрасль потрясло — многие индикативные показатели упали до рекордных значений. Зато занятость почти не изменилась. Значит, есть надежда на скорое восстановление
Аналитики Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ подготовили доклад «Состояние делового климата розничной торговли России по итогам I полугодия 2019 года».
РБК Pro публикует краткие выводы из отчета. С полной версией документа можно ознакомиться в конце.
Ключевые тенденции
- Динамика экономической активности в розничной торговле во II квартале обрушилась вследствие удара пандемии COVID-2019.
- Траектория развития сегмента кардинально преломилась, после чего обнулился тренд отраслевого развития, формировавшийся последние пять лет.
- Главный индикатор исследования — Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) во II квартале показал самое резкое вертикальное падение за всю историю наблюдений с 2000 года. Индекс упал до -7% (с +3%).
- Ретейлеры сосредоточились на формате дистанционной торговли. Средний удельный вес товаров, проданных через почту, телемагазины и компьютерные сети (включая электронную торговлю) вырос до 18,3%. Для сравнения, еще в IV квартале 2019 года этот показатель составлял 14,3%.
- Индекс рискоустойчивости показал критический уровень стресса в сегменте — увеличился сразу на 1,3 п.п. до рекордной отметки 102,7%.
Кроме того, все индикативные показатели торговли во II квартале 2020-го падали в два раза быстрее, чем в I квартале:
- уменьшение спроса отметили в 39% организаций (вместо 26% на квартал ранее);
- снижение объема продаж и товарооборота констатировали 44 и 49% опрошенных против 38% респондентов в I квартале;
- сокращение прибыли зафиксировали 47% руководителей против 37%;
- кризисные тенденции охватили более половины торговых организаций, которые приняли участие в исследовании.
Что мешало нормальной деятельности ретейлеров