РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Затянули пояса: как «трясло» ретейлеров во II квартале 2020 — ВШЭ

Ретейл Продажи Интернет-торговля Менеджмент Исследования НИУ ВШЭ
Эксперты НИУ ВШЭ провели мониторинг российского ретейла. За время коронакризиса отрасль потрясло — многие индикативные показатели упали до рекордных значений. Зато занятость почти не изменилась. Значит, есть надежда на скорое восстановление
Фото:Hector Vivas / Getty Images
Фото: Hector Vivas / Getty Images

Аналитики Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ подготовили доклад «Состояние делового климата розничной торговли России по итогам I полугодия 2019 года».

РБК Pro публикует краткие выводы из отчета. С полной версией документа можно ознакомиться в конце.

Ключевые тенденции

  • Динамика экономической активности в розничной торговле во II квартале обрушилась вследствие удара пандемии COVID-2019.
  • Траектория развития сегмента кардинально преломилась, после чего обнулился тренд отраслевого развития, формировавшийся последние пять лет.
  • Главный индикатор исследования — Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) во II квартале показал самое резкое вертикальное падение за всю историю наблюдений с 2000 года. Индекс упал до -7% (с +3%).
  • Ретейлеры сосредоточились на формате дистанционной торговли. Средний удельный вес товаров, проданных через почту, телемагазины и компьютерные сети (включая электронную торговлю) вырос до 18,3%. Для сравнения, еще в IV квартале 2019 года этот показатель составлял 14,3%.
  • Индекс рискоустойчивости показал критический уровень стресса в сегменте — увеличился сразу на 1,3 п.п. до рекордной отметки 102,7%.

Кроме того, все индикативные показатели торговли во II квартале 2020-го падали в два раза быстрее, чем в I квартале:

  • уменьшение спроса отметили в 39% организаций (вместо 26% на квартал ранее);
  • снижение объема продаж и товарооборота констатировали 44 и 49% опрошенных против 38% респондентов в I квартале;
  • сокращение прибыли зафиксировали 47% руководителей против 37%;
  • кризисные тенденции охватили более половины торговых организаций, которые приняли участие в исследовании.

Что мешало нормальной деятельности ретейлеров