Массовый переход на удаленку изменил само восприятие рабочего места. Теперь это не просто стол, окруженный перегородками, а локация, которая соответствует индивидуальным потребностям каждого работника
Как устроен офисный рынок Москвы
Московский рынок офисной недвижимости начал формироваться в 2000-е годы. Тогда качественных площадей было очень мало, а потенциальных арендаторов интересовали прежде всего объекты классов A и B в пределах Садового кольца. На дорогу из дома в центр у сотрудников уходило много времени. Работа диктовала обязательный алгоритм перемещений «дом — офис — дом». Это позволяло отчетливо разграничивать личное время и рабочие процессы, офис и дом, центр и район проживания.
Позже, в 2012 году, реформирование инфраструктуры и расширение сетки метро сделали удаленные от центра районы города более доступными. Предложение офисных площадей за ТТК выросло, а зона внутри Садового кольца перестала быть единственным ориентиром для размещения офиса. Так, с 2005 по 2011 год внутри Садового кольца ввели в эксплуатацию порядка 1,6 млн кв. м офисных площадей. А к 2019 году общий объем строительства в этой зоне упал почти в три раза, до 600 тыс. кв. м.
Путь до работы у многих стал занимать гораздо меньше времени. Когда на периферии появились премиальные бизнес-центры, многие международные компании всерьез задумались о переезде в удаленные районы города. Штаб-квартира в центре перестала быть признаком высокого статуса: