РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как из-за пандемии придется измениться малому и среднему бизнесу

Логистика Интернет-торговля Клиентский сервис Менеджмент Кейсы Авито
Пандемия и самоизоляция изменили бизнес-ландшафт страны: крупные, средние и малые предприятия вынужденно привыкали к удаленной работе и оцифровывали все возможные процессы. Какие последствия пандемии останутся с нами надолго и как они повлияют на МСБ?
Фото:Bruna Prado / Getty Images
Фото: Bruna Prado / Getty Images

Эксперты компании «Авито» подготовили доклад о перспективах развития российского бизнеса на основании выступлений представителей МСБ, крупного бизнеса и отраслевых экспертов на конференции «Открытый диалог».

Средний и малый бизнес по всему миру все еще переживает удар, нанесенный пандемией, острее всего: по очевидным причинам небольшим компаниям без значительной финансовой «подушки безопасности» оказалось труднее пережить локдаун, чем гигантам рынков. По данным международной Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в Великобритании 35% предприятий МСБ могут прекратить работу по итогам пандемии, также рискует закрыться треть американских средних и малых компаний.

Согласно исследованию агентства B2B Research, на конец июня компании МСБ в России все еще продолжают терять выручку, несмотря на частичное снятие ограничений — 59% предприятий отмечают, что у них продолжает сокращаться объем работы, а 62% компаний потеряли в общем обороте.

Жизнеспособность предприятий МСБ в сложившихся условиях зависит в первую очередь от их способности наращивать обороты в онлайне, убежден генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый: «Когда российская экономика начнет оправляться от последствий пандемии и вступит в фазу восстановления, быстрее будут расти сегменты, которые связаны с онлайн-рынком. Переход среднего и малого бизнеса в онлайн будет ускоряться. И развитие онлайн-инфраструктуры — торговых платформ, электронных платежей, логистических сервисов — станет основным драйвером роста для среднего и малого бизнеса. Поэтому сейчас важно, чтобы средние и малые предприятия смогли успешно пройти путь цифровизации всех внутренних бизнес-процессов».

По данным аналитического центра НАФИ, в 2019 году индекс цифровизации среднего и малого бизнеса в России составил 45 п.п. из 100 возможных. Показатель рассчитывали по пяти параметрам:

  • используемые в работе предприятия каналы передачи и хранения информации;
  • интеграция цифровых технологий;
  • использование интернета в продажах;
  • информационная безопасность;
  • цифровое обучение.

Если прогнозы многочисленных экспертов сбудутся и пандемия подтолкнет средний и малый бизнес к инвестициям в долгосрочную устойчивость, по итогам 2020 года индекс цифровизации МСБ должен оказаться значительно выше.

Шеринг ресурсов для гибкости и экономии: переход к распределенной модели бизнеса

По данным аналитической компании Gartner, треть компаний за время пандемии отказалась от постоянных сотрудников в пользу внештатных (фрилансеров или консультантов, нанятых временно на конкретный проект). Из-за быстрого внедрения удаленных форм работы отрасли были вынуждены значительно превзойти прогнозы экспертов о скорости цифровизации. Усиление тренда на шеринг сотрудников придало импульс развитию гиг-экономики (экономика подработок).