РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Профиты «санитарного кризиса»: как пандемия повлияла на рынок клининга

Услуги Клининг Статьи РБК
Падение спроса и выручки, рост цен и страхи конечных потребителей. Дмитрий Густайтис, вице-президент Vileda Professional в России и странах Северной Европы, рассказывает о том, как кризис ударил по рынку клининга
Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Рынок клининга, объем которого — около 100 млрд руб., составляет значительную часть российской экономики с точки зрения количества занятых. На протяжении многих лет он рос за счет ввода в эксплуатацию большого числа объектов коммерческой недвижимости, развития культуры гигиены, а также благодаря тому, что в Россию пришли зарубежные поставщики средств профессиональной гигиены и уборочного инвентаря, которые принесли с собой и новые технологии уборки.

Казалось бы, насыщенному рынку клининга (на нем сегодня работают более тысячи компаний) при сокращении объемов строительства коммерческой недвижимости, которая занимает львиную долю в их доходах, дальше развиваться некуда. Но внезапно нагрянувший кризис, вызванный пандемией коронавируса, проверяя на прочность игроков, устроил на рынке настоящую революцию.

Чтобы выяснить, как сегодня чувствуют себя разные компании, мы поговорили с участниками рынка.

Плюсы и минусы

С одной стороны, мы видим позитивные факторы, связанные с тем, что внимание к чистоте и гигиене стало более пристальным: выросла осознанность владельцев бизнеса в этой сфере. Важным требованием общества к местам посещения вне дома стали чистота и эпидемиологическое благополучие. Вопросы гигиены в медицинских учреждениях, на пищевых предприятиях и т.д. сегодня становятся еще острее.

Как должно выглядеть возвращение на работу: требования Роспотребнадзора
HR Менеджмент Производство Инструкции Unity
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

С другой стороны, введенные ограничения на работу офисов, торгово-развлекательных центров, предприятий сегмента HoReCa повлияли на клининговый бизнес, а также на производителей и поставщиков гигиенических товаров и уборочного инвентаря. Они отмечают падение спроса начиная со второй половины марта. Для отрасли, в которой задействовано до 3% работоспособного населения страны, это достаточно серьезный удар.

Падение спроса и выручки

Текущий кризис — не финансового толка, как это было в 2008 году. К сожалению, в России мы находимся под воздействием сразу двух негативных факторов: помимо существенного снижения спроса во многих сегментах рынка, вызванного локдауном, экономическая ситуация отягощена девальвацией рубля (это влияет на рост цен на импортные товары, доля которых в клининговом бизнесе достаточно велика).

Некоторые клининговые компании оказались не готовы к такому повороту событий, не имея при полной или частичной приостановке работы необходимых финансовых резервов для выплаты зарплат, расчетов по договорам лизинга оборудования, кредитным договорам.

Клининговые компании отмечают негативные тенденции: падают спрос и выручка.