Материал раздела Основной

Где в системах внутреннего контроля компаний кроются слабые места

Информация могла устареть. Дата публикации: 07.07.2020
Посмотрите более актуальные материалы:
Где в системах внутреннего контроля компаний кроются слабые места
Как устроены системы внутреннего контроля (СВК) в компаниях, работающих в России? Какие компетенции нужны сотрудникам этих систем? В каких процессах неэффективные процедуры встречаются чаще всего? И что мешает вашим СВК развиваться — изучили аналитики PwC

Исследование «Управление функцией внутреннего контроля» разделено на три ключевых блока: персонал, процессы и технологии. В каждом из блоков приведена как общая статистика ответов респондентов, так и анализ данных с учетом уровня зрелости их системы внутреннего контроля. Всего таких уровней пять: начальный, неформальный, формализованный, управляемый, совершенствуемый.

К отраслям с наиболее развитой СВК относятся:

  • телекоммуникации;
  • финансы и управление активами;
  • металлургия;
  • фармацевтика;

Начальный и неформальный уровни чаще встречаются в сфере электроэнергетики и ЖКХ, у государственных и общественных организаций.

Основные выводы исследования

  1. Наиболее востребованными компетенциями в ближайшем будущем, по мнению большинства респондентов, станут навыки анализа больших данных (30%) и настройки контрольных процедур в специализированных системах (20%). Примерно в 10% ответов были выделены знание налогового и бухгалтерского учета, а также навыки работы с облачными технологиями.
  2. Среди тех, кто меняет структуру, ключевой тренд на данный момент — централизация функции (38% респондентов). Централизованная структура позволяет повысить эффективность управления функцией и, как следствие, уровень зрелости СВК.
  3. Подавляющее большинство респондентов (64%) назвали основным препятствием для дальнейшего развития СВК отсутствие мотивации со стороны бизнеса для участия в инициативах по внутреннему контролю, а также недостаток бюджета для реализации задач внутреннего контроля (46%). При этом многие компании ставят перед собой цели по оптимизации и трансформации процессов, для эффективного достижения которых необходимо иметь высокий уровень зрелости СВК.
  4. Наибольшая доля неэффективных контрольных процедур в бизнес-процессах встречается при среднем (формализованном) уровне зрелости контрольной среды. Таким образом, в процессе развития контрольной среды при переходе от начального и неформального уровней к формализованному доля неэффективных контрольных процедур может возрасти. Это обусловлено тем, что при начальном уровне зрелости СВК вероятность выявления некоторых недостатков меньше, чем при формализованном подходе. При этом при дальнейшем развитии СВК доля неэффективных контрольных процедур снижается.
  5. Наибольший процент неэффективных контрольных процедур — в процессах «Закупки и кредиторская задолженность», «ИТ», «Основные средства» и «Выручка и дебиторская задолженность».
  6. Наименьшая доля неэффективных контрольных процедур приходится на процессы «Налоги», «Управление нематериальными активами», «Расчет заработной платы» и «Формирование финансовой отчетности». Наиболее частые причины возникновения недостатков — несовершенный дизайн контрольных процедур, не учитывающий всех особенностей бизнес-процесса, а также отсутствие инструкций по выполнению контрольных процедур.
  7. При организации работы внутреннего контроля подавляющее число респондентов использует только продукты MS Office. Инструментами собственной разработки пользуются 24%, а специализированным программным обеспечением (TeamMate, SAP GRC, Audit Modern и т.д.) только 17%.