РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Каковы контуры будущего ретейла России после пандемии

Ретейл Прогнозы ЦСП «Платформа»
Кризис подчеркнул сильные и слабые стороны продовольственной цепочки, наметил ряд рисков и возможностей на будущее. О том, чем обернулся карантин для ретейлеров, рассказали эксперты на дискуссии, проведенной ЦСП «Платформа»
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Эксперты ЦСП «Платформа» подготовили доклад о том, как меняется отрасль после карантинного стресс-теста. Основанием послужили опросы потребителей, выступления представителей компаний продуктового рынка (X5 Retail Group, «Магнит», «Черкизово», PepsiCo и др.), Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и аналитической компании Nielsen.

РБК Pro публикует краткие выводы из доклада. С полной версией текста можно ознакомиться в конце статьи.

С чем пришлось столкнуться во время кризиса

1. Ажиотажные закупки. По данным опроса жителей городов с населением более 100 тыс. человек, который провели компании «Платформа» и OMI, на 2–3 апреля доля тех, кто сделал покупки впрок, составляла 32%. По оценкам X5 Retail Group, покупатели запасли товары длительного хранения примерно на 108 дней, исходя из среднедневной нормы потребления.

2. Кратно возросла нагрузка на онлайн-канал, мощности которого пришлось оперативно наращивать.

3. С учетом зависимости продовольственной отрасли от обменных курсов возник риск роста цен и усиления давления на ретейл со стороны органов власти.

4. Внедрение мер для обеспечения безопасности сотрудников и покупателей в торговых точках. За короткий срок нужно было обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты, нанести разметку для соблюдения дистанции, провести образовательную работу с работниками, на которых легла миссия контроля за соблюдением мер безопасности потребителями. Последнее поставило торговые сети в особенно сложное положение: отказ в обслуживании клиентов без масок, как того требовали власти, создавал риск потери лояльности, поэтому ретейл попробовал взять на себя просветительскую миссию.

5. К обычным административным нагрузкам добавились барьеры, связанные с пересечением областных и таможенных границ.

6. Стагнация после повышенного спроса. В краткосрочной перспективе домохозяйства закупили продукты (товары ажиотажного спроса относились преимущественно к низкомаржинальным), и, по всей видимости, произошло временное смещение потребления в сторону товаров длительного хранения. Также наметился существенный спад доходов населения, и люди стали более экономными.

Новые угрозы для рынка