Как клиникам подготовиться ко второй волне COVID
Шаг № 1. Подготовить систему здравоохранения к потенциальной второй волне
Существует несколько вариантов развития событий после прохождения пика пандемии. Один из вероятных исходов — постоянная циркуляция вируса в популяции, когда большинство людей переболеют и население приобретет устойчивость к заболеванию. При полном соблюдении карантинных мер возможно абсолютное затухание эпидемии. Еще одна версия — после спада заболевания через некоторое время произойдет новая вспышка, вторая волна.
Если воплотится последний сценарий, значительную роль сыграет способность российских регионов максимально быстро мобилизовать имеющиеся ресурсы и активировать процессы, которые уже зарекомендовали себя как наиболее эффективные в борьбе с COVID-19. Поэтому необходимо заранее подготовить концепцию быстрого реагирования. Создать ее можно с помощью набора инструментов (toolbox), куда входят:
- расчет необходимого количества средств индивидуальной защиты для сотрудников;
- определение порядка привлечения и найма медицинского персонала;
- создание алгоритмов отслеживания СOVID-положительных пациентов и их контактов;
- анализ доступности медицинского оборудования и инфраструктурных мощностей;
- готовность привлекать предприятия смежных отраслей для поддержки усилий, направленных против распространения вируса.
Таким образом, у клиник и властей региона в случае обострения кризиса уже будет существовать «заготовка», которая поможет быстрее нормализовать ситуацию.
Другим необходимым компонентом концепции может стать многофакторная модель, симулирующая сценарии распространения вируса. Такая модель учитывает целый набор разного рода демографических и эпидемиологических факторов, а также особенности системы здравоохранения конкретного региона и дает возможность в зависимости от выбранного сценария находить оптимальные решения в части требуемых ресурсов и первоочередных задач.
Шаг № 2. Быстро провести обратное перепрофилирование медучреждений без остановки приема пациентов
Во время стремительного развития эпидемии мы наблюдали, как при подготовке больниц к приему инфицированных пациентов в считанные дни на месте терапевтических подразделений больниц возникали инфекционные боксированные палаты, операционные превращались в реанимации, а приемные отделения начинали выполнять полноценную функцию отделений экстренной помощи (аналог emergency department в клиниках США). Поскольку в распоряжении руководителей клиник и организаторов здравоохранения нет централизованных детальных руководств и рекомендаций, приходилось прибегать к опыту коллег из других регионов и стран, действовать интуитивно, а иногда и творчески.