Вызовет скорую и не навяжет услуг: пандемия ускорила перемены в медицине
Системы здравоохранения большинства стран, в том числе развитых, оказались не готовы к борьбе с масштабной эпидемией.
Нагрузка на линейный медицинский персонал во время пандемии COVID-19 увеличилась по всему миру, включая Россию. У работников медучреждений выросла и продолжительность смен.
Для частных медицинских центров такая ситуация означает не только дополнительные расходы на оплату сверхурочной работы, но и упущенную выгоду: врачи не могут принять всех желающих, а некоторые плановые операции и услуги оказываются отменены или ограничены.
Несмотря на то что режим самоизоляции отменен, не стоит исключать повторения этого сценария во время «второй волны» эпидемии. Системам здравоохранения необходимо перестраиваться так, чтобы можно было встречать новые резкие всплески заболеваемости во всеоружии. Важным инструментом этой трансформации станут цифровые технологии: телемедицина, чат-боты, виртуальные помощники, интегрированные сервисы.
Новый импульс
Как и во многих других отраслях, в здравоохранении коронавирус подстегнул процесс автоматизации. Перевод сервисов на «цифровые рельсы» приносит медицинским клиникам экономию издержек, страховым компаниям — повышение прозрачности обмена данных с клиниками и прогнозируемости страховых выплат.
Пандемия заострила внимание на тех инновациях и технологиях, которые дают медикам возможности удаленно работать с пациентами. Телемедицина — совсем еще молодая отрасль. В США и Европе за ее развитие взялись всего 10–12 лет назад. В России решения в этой области стали появляться в последние три-четыре года, а закон о телемедицине приняли два года назад. Он запрещает ставить на расстоянии диагнозы и назначать лечение, но тем не менее позволяет использовать «умные» инструменты для повторных обследований и консультаций, дистанционного слежения за показателями здоровья, проверки симптомов и т.п.
В 2018 году, согласно опросу телемедицинского сервиса Ondoc, только 17% врачей проводили онлайн-консультации. Но пандемия, очевидно, дала новый импульс распространению телемедицины в России и во всем мире. Депутаты уже обсуждают возможность удаленной диагностики первичных пациентов и введение бесплатных дистанционных консультаций по полису ОМС.
Существует стереотип, что телемедицинские системы «тяжелы», сложны и дороги в развертывании. Однако многие сервисы сегодня основываются на технологических разработках без кода (no-code technology) — они представляют собой «конструктор», который можно интегрировать в уже существующий софт страховой компании или медицинского учреждения, объединить с имеющимся контентом, накопленными данными и брендом.
Помощь всем участникам процесса
Удаленная работа с пациентами дает ряд важных преимуществ для всех участников системы здравоохранения:
- Медицинские учреждения начинают более оптимально перераспределять нагрузку между врачами. Уменьшаются расходы на организацию медицинской помощи. Стоимость онлайн-консультаций ниже стоимости очного визита к врачу, в том числе и из-за того, что снижается необходимость в средствах индивидуальной защиты врачей.
- Для страховых компаний телемедицина обеспечивает приток новых клиентов и расширение географии действия полиса.
- Врачи могут виртуально обслуживать пациентов с незначительными проблемами и уделять больше очного внимания тем, кому это действительно необходимо. Они более уравновешены психологически и меньше страдают от эмоционального выгорания.
- Сами пациенты становятся спокойнее, когда имеют возможность быстро проконсультироваться с врачом онлайн из дома, без визита в поликлинику, и развеять опасения о состоянии своего здоровья. А если ситуация серьезная, помощь будет оказана оперативно, поскольку врач даст рекомендацию вызвать скорую.
Виртуальная реальность
Пандемия ускорила развитие инновационных решений в области удаленной работы с пациентами: многие из них уже тестируются или внедряются.
Что это за технологии?