РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

В России остановился рост трансграничной интернет-торговли

Почему снижаются число и общая стоимость заказов в зарубежных интернет-магазинах
Ретейл Интернет-торговля Статьи РБК
Снижение беспошлинного порога на посылки из-за границы и девальвация рубля сказались на покупках россиян в зарубежных интернет-магазинах. В прошлом году впервые как минимум за десять лет сократился объем трансграничной торговли
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

В прошлом году россияне впервые за последнее десятилетие стали меньше заказывать в зарубежных интернет-магазинах, говорится в исследовании НИУ ВШЭ «Российский рынок интернет-торговли: итоги 2019 года, тренды 2020 года». Из имеющихся у РБК материалов следует, что в 2019 году оборот трансграничной интернет-торговли снизился по сравнению с 2018 годом на 3%, до 323 млрд руб. Снизилось почти на те же 3% и количество выполненных заказов: 340 млн против 349 млн штук годом ранее.

Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) дает более низкую, чем ВШЭ, оценку, но и она зафиксировала снижение объема трансграничной торговли в денежном выражении: с $3,24 млрд (около 203,1 млрд руб.) в 2018 году до $2,85 млрд (около 184,4 млрд руб.) в 2019 году. Зато само число заказанных товаров увеличилось на 1%, до 380 млн штук.

У Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) — свои, наоборот, более высокие цифры, которые базируются в том числе на данных Сбербанка. По ее версии, в прошлом году объем трансграничной торговли все-таки вырос — на 25% по сравнению с 2018 годом, до 645 млрд руб. Однако АКИТ признает, что общее число посылок и бандеролей снизилось на 7%, до 323,3 млн шт.

Банк России приводит такие данные: в 2019 году стоимость товаров, «приобретенных в иностранных онлайн-магазинах», составила $8,6 млрд, что на 11% меньше, чем годом ранее. В ВШЭ обращают внимание на то, что у применяемого ЦБ подхода есть методические сложности: оценка может завышаться из-за того, что в основе расчета лежит отчетность банков об операциях клиентов с использованием платежных карт, но, как показывает практика, у отдельных банков могут возникать сложности с корректным разделением платежей своих клиентов за товары и услуги, которые не относятся к товарной интернет-торговле.