РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Основатель Foursquare — РБК: «Мы выберемся из болота соцсетей»

Разработка ПО Менеджмент Маркетинг Статьи РБК
В прошлом году выручка платформы, десять лет назад установившей всеобщую моду на чек-ины, превысила $100 млн. Компания также впервые вышла на прибыль. Деннис Кроули рассказал, чем занимался его сервис все эти годы
Деннис Кроули
Деннис Кроули (Фото: Mike Lawrie / Getty Images)

Кто такой Деннис Кроули

Основатель первого в мире по-настоящему популярного геолокационного приложения Foursquare. Социальную сеть Dodgeball, чей функционал был схож с Foursquare, Кроули запустил вместе с однокурсником по Нью-Йоркскому университету в 2000 году. Пять лет спустя ее приобрела Google. Когда в 2009 году Кроули узнал, что Google решила развивать вместо Dodgeball собственный проект компании — Google Latitude, он решил запустить новое приложение. Оно работало так: используя функцию определения геолокации (GPS), пользователь делал так называемый чек-ин — отмечался в точке, где он находится в данный момент. В приложении он также мог увидеть, где в данный момент находятся его друзья. Пользователи сами создавали места, делали к ним описания и загружали фотографии. Каждый набирал очки за чек-ины и мог стать «мэром» определенного места, если посещал его чаще других.

Меньше чем за год у Foursquare появилось 275 тыс. пользователей. Однако в 2013 году активность пользователей снизилась, а рост количества чек-инов замедлился. В 2014 году компания решила разделить приложение на два разных: чек-ины переместились в новое приложение — Swarm, а главной функцией Foursquare стали рекомендации пользователю посещения тех или иных мест. С 2015 года Foursquare стала развиваться как b2b-платформа, объединяющая в себе приложения, большие данные, аналитику, прогнозы, а также инструменты для рекламы. В том же году к платформе подключилась Apple, в 2016 году — Uber. В 2017 году Bloomberg Businessweek писал: «Вы все время используете Foursquare. Просто вы об этом не знаете», отмечая, что геолокационным сервисом компании пользуются более 100 тыс. разработчиков.

«Наша выручка перевалила за $100 млн»

— Скажу честно: для многих россиян будет сюрпризом узнать, что Foursquare жив. О компании давно ничего не писали. После разделения приложения на два отдельных шесть лет назад большинство пользователей решили, что компании конец. Между тем передо мной — редкий тип стартапера, который спустя годы по-прежнему находится со своим детищем. Как развивался ваш сервис все это время?

— Компания функционирует уже более 11 лет. Первые пять-шесть лет наша деятельность была сосредоточена на работе с потребителями. Со временем эти приложения стали источником данных, которые мы смогли использовать в аналитических и рекламных целях. И какое-то время это было хорошей стратегией. Потом мы столкнулись с проблемой: чтобы заработать денег, сотрудничая с рекламодателями, нам нужно было заполучить 100 млн пользователей или даже больше. У Twitter — 300 млн пользователей, у Snapchat — 300 млн, у Instagram — 1 млрд. Нужно достичь такого высокого уровня, чтобы подобный бизнес стал успешным. У нас было около 50–60 млн пользователей. Это хорошая цифра, но ее оказалось недостаточно, чтобы платить по счетам. Мы стали думать: «Что не так с нашими продуктами?» Обратная связь показала, что пользоваться программой было не так удобно, как мы полагали. Некоторые загружали ее, чтобы чекиниться, но при этом не пользовались поиском мест. Другие — чтобы искать конкретные места, но при этом не пользовались функцией чек-ина. Тогда мы приняли решение разделить эти функции на два разных приложения. Сперва мы столкнулись с сильным падением числа пользователей, но потом оно опять стало расти. Настоящая эволюция произошла уже после этого, когда мы старались понять, на что еще способен Foursquare. Что позволит нам генерировать прибыль? В то время мы позволяли пользоваться своим API (программный интерфейс приложения, который другие компании могут использовать в своих целях. — РБК) совершенно бесплатно. Тогда совет директоров решил, что я должен обратиться к пользователям с просьбой платить за использование API. Мы так и поступили — попросили Instagram, Facebook, Apple платить за использование информации, которую они получали от нашей платформы. И они заплатили! С этого момента мы стали брать деньги с компаний, подключенных к системе, за использование наших дата-сервисов.