Материал раздела Основной
Изменения, которые произошли в период пандемии в экономике, обществе и бизнесе, станут драйверами дальнейшего преобразования для всех видов деятельности. В каждой сфере появятся новые форматы, бизнес-решения; многие компании сохранят подходы и стандарты, которые были разработаны во время пандемии и оказались успешными.
Складскому рынку тоже следует ожидать определенных последствий.
Пандемия коронавируса повлияла на стили потребления, ускорив темпы роста онлайн-ретейла в целом, а в особенности — продуктового ретейла и рынка фармацевтической продукции. Кроме того, актуальным остается тренд на здоровый образ жизни, что подразумевает спрос на продукцию категорий fresh и ultra fresh.
По данным CBRE, в первом квартале 2020 года 49% арендованных складских помещений приходилось на нужды интернет-торговли. Судя по тем данным, которые у нас есть к середине второго квартала, ситуация не меняется. Дополнительные площади занимают продуктовые проекты «Утконос» и Перекресток.ру, «Магнит» анонсирует развитие онлайн-направления. Для интернет-торговли и сервисов доставки заказов обычный склад класса А не подходит. Эти компании занимают стандартные помещения только в случае, если дополнительные площади нужны срочно и ненадолго. Во всех остальных случаях они предпочитают строить распределительные и фулфилмент-центр «под ключ».
Все большим спросом пользуются складские помещения внутри Москвы и в непосредственной близости к МКАД. Сейчас этот рынок еще развивается, поэтому компаниям зачастую приходится выбирать из старых производственных помещений с устаревшей инфраструктурой. Ситуация с коронавирусом ускорит процесс появления современных внутригородских складов, а также процесс переформатирования ряда гипермаркетов и супермаркетов в dark store.