Материал раздела Основной

Пять причин неуспеха российских инновационных продуктов

Алексей Карфидов, сооснователь и генеральный конструктор бюро промышленного дизайна «Карфидов Лаб» — о пяти принципах, которые определяют успех инноваций за рубежом и их «неуспех» — в России

Россия отстает от иностранных государств по темпам инновационного развития: об этом говорят голые цифры и факты. Например, по данным Союза машиностроителей Германии (VDMA), продукты российского приборо- и машиностроения занимают на мировом рынке скромную долю в 0,6%. На мой взгляд, заслуженно, но несправедливо с учетом числа талантливых российских специалистов.

Российские компании в среднем тратят на R&D всего от 1 до 1,5% от выручки, тогда как зарубежные — 5–7%. Лидеры же, такие, как Qualcomm, — все 20%. Итак, почему в России так сложно с инновациями?

1. На Западе во главе угла стоит потребитель, в России — формальное закрытие KPI

Наша компания ежегодно участвует в крупнейшей мировой промышленной выставке Hannover Messe. И мы видим, что мировая промышленность уделяет большое внимание дизайну продукта. Даже если это реле-устройство для замыкания и размыкания цепи, которое стоит, невидимое, в электротехническом шкафу.

Внимание к мелочам — это проявление заботы, которую потребитель обязательно оценит. Ведь он сравнивает продукты конкурентов. Именно клиентоориентированность позволяет западным производителям продавать свои изделия с большей маржинальностью. Так раскручивается инновационная спираль: чтобы быть лидером, производитель должен фонтанировать идеями по совершенствованию продукта.