Популяция перешла на роевую модель: каковы новые черты потребителей

Маркетинг PR и коммуникации Статьи Psychea
Пандемия COVID-19 привела к проявлениям «роевого интеллекта» в социуме: упростила реакции людей, сократила время для принятия решений и т.п. Олег Клепиков, партнер Psychea, объясняет, как это влияет на течение кризиса и перспективы выхода из него

Это уникальный кризис

Если комплексно взглянуть на кризис, случившийся из-за распространения COVID-19, то мы увидим, что он носит глубокий системный характер. Но его причины не экономические, а социальные. А модель развития реализуется через популяцию — вынужденные ограничительные меры и т.п.

Это также информационный кризис. Если на экономические потрясения население реагирует умеренно и не настолько вовлечено, то сейчас мы наблюдаем реактивный отклик и быстрое принятие решений. Информация распространяется мгновенно. Популяция, реагируя на новости (сколько человек умерло, сколько заразилось, сколько находится под подозрением), действует по модели роевого интеллекта (как рыбки в косяке — с очень высокой скоростью передачи импульса). От циркуляции информации зависит процесс идентификации себя в рамках группы («Ты носишь маску? И я тоже!»).

И это не инфраструктурный кризис, а кризис глобализации. Не кризис нехватки средств, а психологический кризис. Еще это кризис внутренних связей: мы видим, как на рынке рвутся цепочки поставок, теряют связи общественные институты и т.п.

Экономический кризис — это уже следствие, вторая фаза, следующая за социально-институциональным кризисом.

Идеи глобализации под угрозой

Все страны, территориальные агломераты или экономические системы можно условно расположить на оси «закрытые — открытые системы».