Материал раздела Основной
Нынешний экономический кризис, вызванный коронавирусом, уже третий в России за последние десять лет.
Каждый кризис становится для брендов и потребителей неприятным форс-мажором, который надо пережить, чтобы потом вернуться к нормальной жизни. Продолжительность среднесрочного экономического цикла составляет 8–12 лет. Новый цикл начинается с кризиса, проходит через депрессию, оживление и завершается подъемом. С учетом того что средняя продолжительность жизни в России уже перешагнула за 70 лет, среднестатистический россиянин в совершеннолетнем возрасте должен быть готов застать как минимум пять экономических циклов (а значит, и кризисов). По сути, наша жизнь сегодня — это короткие передышки между коллапсами в экономике.
Повторяясь регулярно, кризисы учат потребителей приспосабливаться к новой реальности. В трудные времена меняется поведение, формируются новые привычки. С каждым новым кризисом потребитель получает закрепление опыта и паттернов поведения, которые оказались полезными и помогли выжить. Полного возврата к «потребителю предыдущей версии» не происходит. Те категории населения, для которых экономические потрясения оказались наиболее болезненными, уже не возвращаются к предыдущим моделям поведения и выходят из кризиса, говоря современным языком, «с новой прошивкой».