РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как малому бизнесу выйти в онлайн: чек-лист для владельцев

Продажи Менеджмент Статьи РБК
Компании, которые сейчас успешно продают через интернет, прошли долгий и дорогой путь проб и ошибок. У малого бизнеса нет времени совершать эти ошибки. Как их избежать, рассказывает Дмитрий Бороздин, сооснователь и гендиректор компании retailCRM

Когда пандемия закончится и все магазины снова откроются, жизнь войдет в прежнее русло. Или все же нет? Опыт Китая показывает, что даже после ослабления ограничительных мер торговые центры остаются полупустыми. Эксперты предрекают, что ретейл уже не будет таким, как раньше. Во время самоизоляции люди активно осваивают интернет-покупки, привыкая к их удобству и простоте. Очевидный выход для малого бизнеса — срочно переходить на онлайн-продажи. Что нужно и не нужно делать, чтобы переход прошел гладко?

1. Если у вас нет интернет-магазина, не тратьте деньги на его разработку

Согласно данным исследования McKinsey, выход из кризиса у большинства отраслей будет L-образным: восстановление займет намного больше времени, чем падение, а значит, не стоит в ближайшее время ввязываться в дорогие проекты.

Поэтому начну с довольно очевидного момента, который все же нельзя не упомянуть: если до пандемии и кризиса вы не начали выход в онлайн и разработку интернет-магазина, не нужно делать этого сейчас. Несмотря на то что сумма может показаться вполне приемлемой (небольшая веб-студия сделает типовой магазин за 100 тыс. руб.), это только начало. Понадобятся еще поддержка и развитие, и для крупного ecommerce-проекта они будут обходиться в несколько миллионов рублей в месяц. Для менее масштабных бизнесов цифра будет меньше, но ненамного.

Так что, если вам нужен сайт, воспользуйтесь одним из удобных и простых конструкторов, например Tilda или LPgenerator.

Как создать интернет-магазин: правила для малого и среднего бизнеса
Интернет-торговля Вебинар iWENGO

2. Используйте маркетплейсы только как дополнительный канал бизнеса

В кризис многие малые компании обращаются к крупным агрегационным интернет-сервисам — маркетплейсам типа Ozon, Wildberries, Goods, «Беру!». И это работает, но только как дополнительный канал продаж. Однако будьте готовы, что использование маркетплейсов съест до 40% вашей потенциальной выручки. Окончательный размер сбора зависит от категории товара и индивидуальных условий маркетплейсов. В среднем он составляет 3–38% от цены товара: