Материал раздела Основной
Магазин на диване: как продуктовому ретейлу выйти из кризиса
Информация могла устареть. Дата публикации: 12.05.2020
Во время кризиса руководители думают в первую очередь о «защите» бизнеса — что нужно сделать, чтобы он пережил трудные времена. Когда острая фаза кризиса закончится, наступит этап «пробуждения» — компании постепенно вернутся к нормальному режиму работы, начнут обновлять планы на 2020 год. Позже придет время для «перевооружения» — адаптации бизнеса к новой реальности, осмыслению фундаментальных перемен.
По итогам первого квартала крупные ретейлеры показали хорошие продажи like-for-like (LFL — показатель, сравнивающий результаты деятельности розничной торговой сети в отчетном и базовом периодах по сопоставимым торговым точкам. — РБК Pro). В начале весны потребители закупали продукты впрок: за одну неделю марта выручка, по данным Nielsen, даже превзошла предновогодний пик продаж. В апреле введение режима самоизоляции повлияло на трафик: люди стали покупать реже, однако рост среднего чека с лихвой компенсировал падение. С другой стороны, борьба с коронавирусом требует расходов, а снижение потребительской уверенности и доходов заставляет клиентов выбирать более низкие ценовые сегменты. Кратковременный рост продаж не конвертируется в прибыль напрямую, и в следующие месяцы ретейлеры столкнутся с рядом серьезных стратегических вызовов.
Рано или поздно режим самоизоляции снимут, и компании вернутся к «мирной жизни». Некоторые сотрудники центральных офисов снова займут свои места, некоторые останутся работать удаленно, персонал магазинов войдет в привычный график. Но по-прежнему будет важно поддерживать безопасную рабочую среду. Мы рекомендуем постепенно сокращать ресурсы, выделенные на антикризисное управление (так называемые команды аварийного реагирования) лишь после того, как будут зафиксированы основные уроки. Это сделает бизнес более устойчивым к новым внешним потрясениям. Не исключена вторая волна эпидемии: «аварийная команда» должна оставаться наготове.
Стоит взять пример с американского ретейлера H-E-B, который разработал стратегию реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) в 2005 году после распространения вируса H5N1 (птичий грипп). Эти планы пригодились компании в 2009 году во время эпидемии свиного гриппа, а также в 2017-м после урагана Харви. Должность директора по подготовке к ЧС стала штатной. Уже в середине января 2020 года компания начала принимать меры в связи с коронавирусом: H-E-B установил дистанцию между покупателями, сократил часы работы магазинов, чтобы успевать наполнять полки, привлек на помощь офисный персонал, ограничил продажу определенных товаров в одни руки.