Как убедить сотрудников болеть дома
Правовая сторона вопроса
Работодатели понимают, что один простуженный сотрудник в офисе может стать угрозой для всего коллектива. Сотрудники заболевают, продуктивность падает, сроки сдачи важных проектов срываются. Проблема в том, что, когда речь идет об офисных работниках, работодатель ограничен в выборе методов контроля. Так, водители и сотрудники производственных предприятий должны проходить регулярные медосмотры и работодатель имеет право отстранить их от работы, если:
- выявил у них заболевание;
- сотрудник находится в состоянии, которое препятствует выполнению профессиональных обязанностей (алкогольное, наркотическое опьянение);
- работник отказался от медосмотра.
Поступая так, компания опирается на нормативно-правовые акты и внутренние правила охраны труда. В случае с офисными сотрудниками все сложнее. Официальных документов, сославшись на которые можно отправить заболевшего домой, не так много. В 2018 году появилось постановление Анны Поповой, главного санитарного врача РФ, «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2018–2019 годов». Среди прочего в п. 5 было указано, что работодателям рекомендуется в период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ не допускать заболевших сотрудников к работе.
Документ носил рекомендательный характер и был воспринят лишь немногими работодателями как руководство к действию. К тому же он не отвечал на все вопросы о том, какие меры считаются допустимыми.
Сейчас на фоне пандемии появился указ мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», где есть пункт о термометрии. Там сказано, что работодатель должен измерять температуру у всех сотрудников и отправлять домой тех, у кого она повышена.
Теоретически после снятия карантинных мер может появиться отдельное постановление, обязывающее вести учет здоровья сотрудников, например продолжить измерять температуру еще какое-то время и направлять домой заболевших. Тогда работодатель сможет создать соответствующие локально-нормативные акты и прописать порядок взаимодействия с теми сотрудниками, у кого выявлена повышенная температура, и с теми, кто отказывается ее измерять. Если же этого не произойдет, то сделать термометрию обязательной в офисе и отстранять заболевших работников будет невозможно. Все, что работодатель станет указывать во внутренних документах, не ссылаясь на нормативно-правовые акты (например, не приходить на работу с признаками ОРВИ, измерять температуру в офисе), для сотрудников будет иметь исключительно рекомендательный, добровольный характер. Нет и, вероятно, не будет никаких постановлений, позволяющих компаниям штрафовать сотрудников за то, что пришли на работу нездоровыми.