Материал раздела Основной

2008, 2014, 2020: как во время трех кризисов страдал рынок труда России

Эксперты HeadHunter проанализировали ситуацию на рынке труда на начало апреля: как меняется динамика вакансий и активность соискателей, растет ли конкуренция, какие планы у работодателей и похожа ли текущая ситуация на кризисы 2008 и 2014 годов

Есть три ключевые метрики, характеризующие состояние рынка труда:

  1. Количество вакансий.
  2. Количество резюме.
  3. Уровень конкуренции, то есть соотношение количества активных (недавно созданных или недавно обновленных) резюме и вакансий. Показатель конкуренции называется у нас hh.индекс.

Мы посмотрели, что происходило с этими показателями с начала года, и сравнили их с теми, которые были во время кризисов 2008 и 2014 годов. А также мы изучили планы работодателей по изменению численности персонала и пересмотру размеров зарплат.

Вакансии, резюме, конкуренция

За точку отсчета мы взяли первую неделю января 2019 года (в отдельных графиках — первую неделю марта) и посмотрели понедельно, вплоть до второй недели апреля, что происходило с вакансиями, резюме и их соотношением (hh.индексом).

Динамика вакансий показывает, как изменяется общее количество вакансий в целом по рынку по сравнению с количеством вакансий на начало января. Первые признаки спада видны ближе к середине февраля: прирост вакансий пошел на убыль. Но резкого падения не произошло (даже к началу апреля общее количество вакансий по сравнению с январем не стало отрицательным).

В разных регионах снижение вакансий неравномерное. Например, лидерами по приросту количества вакансий стали Ленинградская область, Республика Калмыкия, Новгородская область и Чукотский АО. Антилидерами, то есть регионами, где количество вакансий только снижается, стали Мурманская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Камчатский край и Костромская область.

Соискательская активность тоже снижается. Соискатели в периоды нестабильности и непредсказуемости обычно ведут себя по трем основным сценариям.

  1. Активно ищут работу, как правило, те, кто оказался в этот переломный момент без нее, а также те, кто чувствует высокую вероятность потери нынешней работы.
  2. Кто-то начинает проверять рынок, откликаясь на множество вакансий, чтобы понять свои перспективы, хотя в реальности в данный момент не ищет работу, но их доля обычно невелика.
  3. А кто-то боится менять работу в такой момент, думает только о том, как бы не потерять текущее место, и поэтому перестает искать другие вакансии, обновлять резюме на сайте.

Последний тип поведения — самый распространенный. Именно поэтому соискательская активность (прирост новых и обновленных резюме) снижается.