РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Непоседа у монитора: как организовать онлайн-обучение детей правильно

Образование Статьи РБК
Детям трудно долго учиться онлайн, поэтому родители чаще отдают их на дополнительные офлайн-занятия. Как увлечь детей учебой через монитор, делится Сергей Кузнецов, сооснователь Le Sallay International Academy и «Марабу»
Фото: Lisa Maree Williams / Getty Images
Фото: Lisa Maree Williams / Getty Images

Родители и учителя сейчас оказались в ситуации, когда вынуждены сидеть на карантине и дистанционно обучать детей. Но ни те, ни другие не понимают, как это делать правильно — так, чтобы обучение было эффективно.

Несколько лет назад мы основали среднюю школу «Ле Салле» для детей от 10 до 15 лет, которая устроена по методу смешанного обучения (blended learning). В начале каждого триместра дети три недели проводят вместе с учителями, а потом два месяца обучаются онлайн. Кроме того, мы много лет организовываем онлайн-обучение детей из российских регионов в рамках программы «12-13.club». И сейчас хотим поделиться опытом онлайн-обучения детей.

Одна из главных проблем онлайн-обучения состоит в том, что детям, особенно маленьким, трудно в течение долгого времени учиться исключительно онлайн. Из-за отсутствия живого контакта с учителем и одноклассниками они теряют желание учиться. Поэтому, собственно, все еще не перешли на онлайн-обучение, хотя, казалось бы, это очень удобно.

С какими проблемами сталкиваются учителя во время онлайн-уроков

Проблема № 1. Трудно достучаться до учеников

Харизматичный учитель может провести офлайн-занятие так, что его будут слушать как минимум 80% учеников. Однако во время онлайн-урока меньше шансов воздействовать на эмоции учеников. Поэтому им проще отвлечься и труднее сосредоточиться.

Решение: попросите учителей вовлекать детей в диалоги и быть более интерактивными, чем во время офлайн-занятий.

Проблема № 2. Трудно следить за большой группой учеников

Если курс слушают много детей, то всех их одновременно на экран не вывести. Учитель может попросить учеников задавать ему вопросы в чате. Но тогда некоторые из них, пользуясь тем, что их не видно, будут заниматься своими делами.

Решение: разбейте класс на небольшие группы. Пусть урок будет длиться не 45 минут, а полчаса, но в классе будут 15 человек, а не 30. Тогда учитель будет видеть детей, а дети смогут активнее участвовать в уроке. Конечно, 15 человек — это тоже очень много, лучше, если группа состоит из шести—восьми учеников. Но в любом случае лучше взять меньше учеников и сократить продолжительность занятия.

Проблема № 3. Дети говорят все вместе

У каждого слова эхо, как в горах, в наушниках или в динамиках настоящая какофония.

Решение: пусть учитель попросит учеников выключать микрофоны, если они не отвечают на вопрос. Во многих программах учителя сами могут сделать mute любому ученику.