Чек-лист для комфортного перехода на удаленку — советы от «Сколково»
История дистанционных волн
Первая волна перехода на удаленную работу возникла на Западе в 2000-х годах на подъеме интернета и поднялась достаточно высоко: согласно исследованию 2019 года компании OWL Labs, 48% сотрудников американских компаний работают удаленно по крайней мере раз в неделю.
С приличным запозданием эта волна достигла и России. Многие компании начали массово экспериментировать с удаленным форматом работы еще до последних событий. Один из самых громких — проект «Билайна» BeeFREE. Он был запущен в 2016 году, и к настоящему моменту удаленно работают уже 62% сотрудников компании. По мнению «Билайна», проект очень успешен: показатели компании от перехода на удаленную работу не упали, общая удовлетворенности руководителей и сотрудников высокая. Но так происходит не у всех и не всегда.
Уже в 2010-х годах во многих западных компаниях пошел откат «удаленной волны». Например, ретейлер Best Buy в 2013 году отменил программу, которая давала сотрудникам свободу выбора места работы — офис или дом. В том же году о возврате части сотрудников в офис заявила и компания Yahoo! , в 2014-м — Capterra и Bank of America, а в 2016-м — Honeywell International. В 2017 году всех удивил пионер этой области (и, кстати, консультант по настройке процессов удаленной работы) — компания IBM. Они вернули сотрудников в офис.
Для возвращения в офисы обычно есть несколько причин:
- осложнение взаимодействия сотрудников, в частности отсутствие мозговых штурмов;
- падение производительности;
- сложности контроля;
- проблемы с обменом знаниями внутри коллектива;
- потребность в контакте с клиентом.
В общем, на пути перехода на удаленную работу стоит множество преград. Но сейчас, благодаря коронавирусу, все они оказались практически мгновенно снесены.