Материал раздела Основной
Никита Непряхин

Как правильно провести мозговой штурм

Многие топ-менеджеры и офисные клерки любят говорить: «Давайте поштурмим». Но немногие знают, как правильно организовать мозговой штурм и повысить его эффективность с помощью метода «шесть шляп мышления»

Когда нужно решить важную проблему или найти выход из сложной ситуации, а в голове у топ-менеджера и его подчиненных есть лишь скучные шаблоны, на помощь приходят приемы креативного мышления. Надеюсь, вы не считаете, что креативность — это действенный инструмент только для людей искусства, современных художников, скандальных клипмейкеров и маркетологов. Креативность нужна каждому из нас для ежедневного решения бесконечного количества задач. Креативные и результативные решения дают невероятное преимущество. Найти такие решения можно с помощью мозгового штурма.

Этапы мозгового штурма

Любой мозговой штурм состоит из трех последовательных этапов.

Этап № 1 — четкая формулировка проблемы

Первый этап в мозговом штурме — предварительный, но очень важный. В нем нужно четко сформулировать проблему, требующую креативного решения, а также в обязательном порядке распределить роли. Здорово, если проблема будет известна заранее. Так все участники процесса смогут подумать над ее решением и прийти на обсуждение с уже готовыми мыслями и рассуждениями.

Этап № 2 — генерация идей

На втором этапе начинается процесс обсуждения, в котором действует два принципиально важных правила.

Первое правило: принимаются любые идеи (даже глупые, абсурдные, неактуальные, повторяющиеся и т.д.).

Второе правило: в процессе обсуждения никакие идеи не критикуются и не отбрасываются. Как вы понимаете, эти правила способствуют тому, чтобы во время дискуссии накопить как можно больше идей.

Этап № 3 — оценка и отбор идей

А вот на третьем этапе все идеи анализируются, оцениваются, обсуждаются, улучшаются, комбинируются. Остаются только лучшие.

Практика показывает, что гениальные идеи не рождаются мгновенно. Это психологический фактор: людям надо привыкнуть к обстановке, друг к другу, войти в творческий поток. Самые креативные и необычные решения обычно возникают ближе к концу штурма, поэтому процесс явно не пятиминутный.

Здорово, если мозговой штурм проходит в форме игры, а не очередного формального совещания. Ведь самое главное условие брейншторминга — это позитивная, свободная и дружелюбная атмосфера. Только при этом условии каждый из участников сможет раскрыть свой потенциал.

Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторминга. Я поделюсь тем, который я и моя команда используем в повседневной практике.

Как справиться со стрессом и выгоранием самостоятельно
Интенсивы 7 дней

10 правил мозгового штурма

  1. Чтобы решение было найдено, все участники мозгового штурма должны разделять его правила и четко осознавать проблему.
  2. Каждый должен понимать свои задачу и роль в брейншторме.
  3. В мозговом штурме не существует должностей, грейдов, субординации. Все равны. И все работают на общий результат.
  4. Важно определиться, нужен ли вам модератор. Обычно это зависит от количества участников: если их больше пяти человек, справиться без модератора будет сложно.
  5. Обязательно нужен тот, кто будет фиксировать все результаты мозгового штурма: все поступившие идеи и промежуточные результаты. Отлично, если для фиксации будут использованы средства визуализации: флипчарт, маркерные доски, специальные стикеры.
  6. Главное правило: никакой критики! То же самое касается похвалы. Любая оценка — после мозгового штурма.
  7. Нельзя перебивать участников, надо давать каждому высказаться до конца.
  8. Чем больше идей — тем лучше. Главное — не отходить от основной темы и задачи.
  9. Тем не менее необходимо соблюдать тайминг встречи.
  10. Для мозгового штурма можно создавать две группы: первая предлагает идеи, вторая их обрабатывает и оценивает.

Обратный мозговой штурм

Если обычный мозговой штурм не работает, я рекомендую обратный мозговой штурм, то есть обсуждение прямо противоположной проблемы.