Материал раздела Основной
В отношении частных школ обычно действует два противоположных стереотипа: «школа не может быть бизнесом» и «школа — это обычный бизнес, такой же, как продажи газировки или установка стеклопакетов». Оба этих подхода не соответствуют реальности.
Рынок частных школ активно развивается. Это доказывает то, что в его основе лежит работоспособная и надежная бизнес-модель, способная обеспечивать прибыль. Но любая школа — это не самый простой вид бизнеса. Помимо организационных и финансовых ресурсов, он требует специальных компетенций, навыков и подготовки, вследствие чего осложняется процесс привлечения инвестиций в независимые образовательные проекты.
Исследование частных школ России, которое провел НИУ ВШЭ в 2019 году (см. виджет), показало, что на сегодняшний день доля частных школ составляет менее 2% от общего количества среднеобразовательных учреждений. И это на самом деле не так уж и мало. Еще в середине 1990-х этот показатель был на уровне 0,8%.
Тенденцией последних 25 лет стало поступательное развитие негосударственного образования (с заминкой во время кризисных периодов) на фоне закрытия трети муниципальных заведений. Уже в 2018 году, согласно тому же докладу НИУ ВШЭ, в частных школах учились 123,7 тыс. детей — почти втрое больше, чем в 1995. Тем не менее, несмотря на очевидный потенциал и стабильную востребованность, подобные проекты до сих пор не могут выйти за пределы своей очень компактной ниши.