Материал раздела Основной

Женщины держат половину неба: как Китай стремится к гендерному равенству

Возможностей построить успешную компанию у китаянок, возможно, не меньше, чем у жительниц западных стран. Но даже миллиардерши в КНР предпочитают оставаться в тени — и, видимо, неслучайно
Фото: Jorge Silva / Reuters
Фото: Jorge Silva / Reuters

«Едва ли я когда-либо буду инвестировать в компанию, во главе которой стоит женщина», — опрометчиво заявил в 2017 году руководитель венчурного фонда Ло Минсюн на новогоднем слете директоров китайских компаний в Пекине. Свою позицию он аргументировал тем, что из-за особенностей психологии, образа жизни и стремления заниматься детьми женщины, стоящие во главе компаний, всегда будут хуже исполнять свои рабочие обязанности, чем мужчины. Его коллеги-предпринимательницы не смогли простить таких речей: уже на следующий день китайские социальные сети «лопнули от ярости». Главу инвестфонда «Цзинбэй» упрекали в том, что он с презрением относится к законодательству КНР в области гендерного равноправия. Многие предпринимательницы клялись, что никогда не возьмут денег из рук инвестора с «мужским шовинизмом в терминальной стадии». Критики подхода Ло Минсюна взялись изучать портфолио «Цзинбэй», но, к своему удивлению, не обнаружили там ничего особенно шовинистического. Оказалось, что из 36 проектов, куда фонд инвестировал за предыдущие два года, по меньшей мере в шести нашлись женщины, входящие в совет директоров.

В западных СМИ бытует мнение о том, что для китайского бизнеса характерен резкий гендерный дисбаланс. Однако это, судя по всему, миф: количество женщин, которые владеют бизнесом в этой стране, находится на среднемировом уровне, следует из исследования Index of Women Entrepreneurs, проведенного Mastercard в 2019 году. В частности, в Китае до четверти компаний контролируют предпринимательницы — подобный результат вполне соответствует уровню Франции или Германии (в России этот показатель выше — 31%). Также Китай демонстрирует уверенную динамику по увеличению доли женщин в бизнесе: в этом году компаний, управляемых лидерами-женщинами, стало на 0,8 п.п. больше, чем годом ранее. «Страны Азии — это не лучшее, но и не худшее место для работы женщин-предпринимателей. Привлечение инвестиций везде одинаково трудно для женщин, — говорит Покет Сун, глава американского инвестфонда SoGal. — Правда, в Азии им приходится сталкиваться с двойными стандартами, особенно во время переговоров».