Материал раздела Основной
Все российские торговые центры (ТЦ) двигаются в сторону lifestyle, увеличивая долю развлечений и сервисов, пишет MarketMedia. Моллы меняют привычные якоря на новые форматы, и сами якоря тоже меняются.
Самые драматичные перемены происходят с продовольственными гипермаркетами, причем как в столицах, так и в регионах. «В последнее время продуктовые сети стараются сокращать торговые площади и использовать их более эффективно», — говорит исполнительный директор по торговой недвижимости PPF Real Estate Russia Екатерина Трушлякова.
«К сожалению, практически все продуктовые якоря просели как по выручке, так и по сумме среднего чека. Они сокращают площади. А меньшая площадь генерирует гораздо более скромный поток покупателей в ТЦ», — подтверждает руководитель группы брокериджа компании Atrium Real Estate (сеть торговых центров «Парк Хаус») Алексей Черкашин.
Эксперты уверены, что виной всему изменения в конъюнктуре рынка и предпочтениях покупателей. «Люди устали от необходимости делать покупки. И в соцсетях, и на фокус-группах они говорят, что «кругом только торговые центры», а им хочется чего-то другого», — говорит руководитель департамента коммерческой недвижимости компании RRG Светлана Ярова.
После сокращения гипермаркетов девелоперам, по словам Алексея Черкашина, приходится решать непростую задачу заполнения вакантных площадей на первых и цокольных этажах ТЦ со специфической конфигурацией пространства. Приходится искать арендаторов на крупные помещения за низкую ставку. Но они не действуют как якоря — трафик они не качают. В результате доходность торговых площадей сокращается, и собственникам ТЦ приходится делать дополнительные инвестиции.