РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Вверх по лестнице, ведущей вниз: как поддерживают инновации в России

Инновации Исследования ЦСП «Платформа»
В России можно получить 2 млн руб. на запуск стартапа и 100–300 млн руб. на развитие зрелого бизнеса, гораздо сложнее найти финансирование среднего уровня. «Платформа» узнала, с какими еще проблемами сталкиваются инноваторы и можно ли изменить ситуацию

Проблемы лестницы инноваций

Государственную систему поддержки инновационной сферы принято называть лестницей инноваций. Она предполагает органичный и бесшовный переход стартапов к более зрелым фазам развития бизнеса. Логика конструкции, которую также называют инновационным лифтом, предполагает, что до верхних уровней должны дойти лучшие бизнес-проекты — потенциальные «единороги». Базовое свойство лестницы инноваций: чем выше ступень, тем меньше проектов готовы двигаться дальше. Однако даже на нижнем уровне интересных стартапов пока мало. По мнению опрошенных экспертов, у российской лестницы есть много серьезных недостатков.

1. Отсутствующие ступени

Первый уровень поддержки — гранты Фонда содействия инновациям (Фонда Бортника). До 2 млн руб. получить в нем довольно просто. Посевным инвесторам, которые раздают государственные или корпоративные деньги, не так важно, на что стартап потратил свой миллион.

Следующая ступень, по мнению экспертов, — финансирование венчурными фондами и институтами развития на уровне 100–300 млн руб. Такие деньги готовы давать бизнесу, который уже прошел обкатку, сформировал бизнес-модель, наладил производство. Достигнуть нужного уровня зрелости помогло бы финансирование среднего уровня, 10–90 млн руб., но ни один из государственных институтов развития не работает с такими суммами.

«Перепрыгнуть» отсутствующую ступень помогают бизнес-ангелы — инвесторы, которые просто верят в проект. Чаще всего это корпоративные или частные финансовые венчурные фонды, но их мало, венчурного бума в России нет. Если бы инвесторы конкурировали за стартапы на каждой ступени лестницы, это могло бы оживить инновационную сферу.

2. Чем выше, тем жестче контроль

Проверяющие органы следят за расходованием денежных средств, но подход к этому контролю, по мнению опрошенных экспертов, часто сугубо формальный. Например, предприниматель создал платный Telegram-канал и договорился с инвестором, что будет обеспечивать прирост до 150 подписчиков в месяц. В первый месяц привлек 1120 подписчиков, во второй — 110, в третий — 130, в четвертый — 135. Если инвестор — частник, он скажет: ты молодец, главное, мы правильно идем, надо увеличить инвестиции в маркетинг, и все будет отлично. Но если инвестор — государственный банк или институт развития, есть триггер: 150 подписчиков в месяц. Количество не набрано — договор не выполнен. Предприниматель должен вернуть деньги, под которые он, скорее всего, давал личное поручительство. В итоге продукт в лучшем случае кто-то частично прикарманит.