РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Маркировка одежды и обуви: бедствие или новый этап развития фешен-ретейла

Ретейл Одежда и обувь Статьи РБК
Обратная сторона маркировки для легкой промышленности: сложности с налогообложением, описанием и учетом товара, изменения в логистике. Дарья Малюга, исполнительный директор «Бест Логистик — ИТЭ» анализирует последствия для бизнеса
Фото: Benjamin Faust / Unsplash
Фото: Benjamin Faust / Unsplash

С 1 марта 2020 года вся обувь, которая ввозится в Россию и продается здесь, подлежит обязательной маркировке DataMatrix-кодами. С 1 января 2021 года это требование будет касаться еще и отдельных видов одежды (включая спецодежду):

  • всей верхней одежды и изделий из натуральной и композиционной кожи;
  • трикотажных блузок для женщин и девочек.

Российский рынок одежды и обуви сегодня — это не только гигантские интернет-платформы, крупные торговые сети и масс-маркет. Основной пласт фешен-индустрии нашей страны — десятки тысяч представителей микро- и малого бизнеса. Для многих из них последствия введения цифровой маркировки могут оказаться фатальными.

Налоговая неразбериха

С 1 марта 2020 года продавец обуви теряет право на применение специальных налоговых режимов: ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и ПСН (патентная система налогообложения). В связи с этим у предпринимателей есть вопросы. Что делать, например, тем ретейлерам в 2020 году, которые торгуют в основном одеждой, а обувь — лишь незначительная часть их ассортимента? Теряют ли они уже в марте право на применение ЕНВД из-за реализации одной пары обуви?