Как развитие ретейла меняет логистический ландшафт в России
Понимание происходящих изменений сервисными и технологическими компаниями позволяет предлагать рынку такие продукты, которые обеспечат этим игрокам первенство и существенный отрыв от конкурентов. Для небольших компаний-ретейлеров это дает возможность оптимизировать свою логистику по лучшим стандартам и практикам, которые уже апробированы лидерами рынка.
Основное изменение в ретейле — это интенсивная экспансия в регионы крупнейших торговых сетей и повышение концентрации магазинов на 1 кв. км. Так, с 2017 по 2019 год общее количество магазинов Х5 увеличилось с 12 тыс. до 15 тыс., «Магнита» — с 16 тыс. до 20,5 тыс. Важными игроками стали и региональные ретейлеры, которые смогли создать эффективные форматы магазинов с учетом местных условий (доходы и концентрация населения, климат, расстояния доставки и пр.) и скомбинировать каналы продаж: от собственной розницы, франшизы до оптовых поставок в другие магазины. Это, например, сети магазинов «Галамарт» (более 300 магазинов), «Низкоцен» (более 70 гипермаркетов) и другие, которые поставляют закупаемую или даже производимую ими продукцию (как правило, на контрактном производстве в Китае) в десятки тысяч точек доставки.
Таким образом, несмотря на зачастую сложные условия поставки (требования к MOQ (минимальному размеру заказа), таре, срокам поставки), крупнейшие сети стали одним из основных каналов продаж практически для всех производителей и поставщиков FMCG. Лозунг «Боже, храни «Пятерочку»!», провозглашенный однажды одним из поставщиков, стал уже не анекдотом, а повседневной мантрой для многих аналогичных компаний. Рассмотрим подробнее, какие логистические изменения повлекли за собой перемены в ретейле.