РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Сергей Блохин

Бой «диванным» экспертам: как открыть косметологическую клинику

Медицина Услуги Салоны красоты Статьи РБК
Диванные эксперты демпингуют, делая клиентам дешевые уколы красоты, чистки и депиляции. Их неудачные процедуры портят «лицо» всей индустрии. Но косметологическая клиника — выгодный бизнес. Надо лишь знать, как его вести
Фото: Rune Enstad / Unsplash
Фото: Rune Enstad / Unsplash

«Косметология как футбол — вся страна играет, и все думают, что в этом разбираются» — с этих слов начинается описание первого аналитического исследования журнала о здравоохранении Vademecum о рынке косметологии в России, опубликованного в 2017 году. Каждый год потребность в эстетических процедурах растет как на дрожжах. В списке потребителей не только женщины, но и мужчины. Узкая ниша давно уже выросла в обширную отрасль. Спектр специалистов невообразимо широк — от грамотных врачей до диванных «эстетистов» без профильного образования и намека на соблюдение санитарных норм.

Тем временем цифры — аховые: по данным того же Vademecum, затраты только на «уколы красоты» в России еще в 2016 году перевалили отметку в 100 млрд руб. Но на самом деле точный объем рынка косметических инъекций сложно оценить. Большая его доля — серая: многие россияне делают процедуры в нелицензированных салонах и у квартирных специалистов, которые нигде не зарегистрированы.

По данным Росздравнадзора на конец 2018 года, в нашей великой и могучей стране лицензиями на косметологическую деятельность обладало всего около 13% учреждений (это 7495 организаций). Годовой оборот серого рынка препаратов для эстетической медицины, по подсчетам экспертов, составляет 6,3–12,6 млрд руб., хотя оценить его очень сложно. Поставщики некачественных препаратов предпочитают работать с домашними специалистами — такие продажи трудно отследить.