Материал раздела Основной
До недавнего времени регистраторский бизнес был тихой гаванью финансового рынка. В нем наблюдалась высокая конкуренция и концентрация игроков. По данным Центробанка на 19 января 2020 года, в России работало 32 регистратора, которые обслуживали более 80% зарегистрированных в стране акционерных обществ. Однако с каждым годом количество акционерных обществ сокращается (под сокращением я подразумеваю прекращение деятельности или реорганизацию АО в ООО). За счет этого клиентская база регистраторов сжимается. По итогам 2019 года суммарное количество реестров акционерных обществ на обслуживании у российских регистраторов составило около 51,3 тыс. Для сравнения: в 2018 году их было около 54 тыс., в 2017 году — более 56 тыс. Оставшиеся на рынке публичные АО повышают свои требования к качеству корпоративного управления.
Одновременно общий тренд на цифровизацию национальной экономики создает предпосылки для изменений в сфере корпоративных отношений. Регистраторы не могут его игнорировать.
Где в сфере корпоративных отношений находится ниша для технологического развития? Очевидно, что там же, где и точка наивысшего напряжения, — на общих собраниях акционеров. Именно там принимаются ключевые решения:
Акционеров может быть очень много, и регистратор должен предоставить всем возможность проголосовать. Как только у человека появляется такая возможность, его отношение к управлению активом меняется радикально. Технологические инновации способны значительно упростить процесс голосования и правильного подсчета голосов на общих собраниях с участием большого количества людей. Одна из таких инноваций — электронное голосование. С его повсеместным распространением влияние миноритарных акционеров при принятии важных решений общества вырастет.
Это может изменить устоявшиеся бизнес-практики компаний и, как следствие, в удаленной перспективе экономику страны в целом.
Электронное голосование помогает: