Материал раздела Основной
Марина Кочемасова

Экология коммуникаций: есть ли в России этичный PR

О том, с какими сложностями сталкиваются PR-агентства при выстраивании коммуникаций с клиентами, и чем оборачивается неэтичный PR — на реальных примерах

Представьте, что вы пиарщик, которому в обмен на хорошие деньги предлагают, к примеру, внушать мужчинам, что изменять жене — это отличная идея. Согласились бы? С проблемами морального выбора сталкиваются многие современные коммуникаторы. И решают их по-разному.

История рынка и жизнь по правилам

Рынок PR-услуг в России начал формироваться в начале 90-х, когда в страну пришел крупный иностранный бизнес. Молодые российские компании, вынужденные в условиях рыночной экономики конкурировать не только с западными гигантами, но и с локальными игроками, стали активно привлекать PR-специалистов для продвижения своих продуктов и услуг.

По данным Национального рейтинга коммуникационных компаний, объем рынка PR-услуг в России в 2018 году превысил 25 млрд руб. (данные опубликованы в июне 2019 года и включают доходы 78 крупнейших игроков рынка). При этом количество официальных игроков PR-рынка сегодня измеряется сотнями (например, в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) состоят 224 коммуникационных агентства, еще более 100 числятся в Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) — и это только те компании, которые посчитали нужным вступить в профессиональные сообщества). По разным оценкам минимальный чек за месяц обслуживания в московском PR-агентстве составляет 250–300 тыс. руб.