Как VR-технологии помогают бизнесу
Для проверки гипотез
Технология виртуальной реальности (VR, virtual reality) — это сгенерированная компьютером симуляция естественной среды или ситуации, взятой из жизни. Несмотря на то что виртуальная реальность пока не стала «технологией масс», она больше не кажется фантастикой. Все больше людей интересуются ей и даже могут различить ее от AR—дополненной реальности — технологии, которая позволяет наложить сгенерированные компьютером слои поверх окружающей действительности. Кстати, помимо VR и AR еще существует смешанная, или гибридная, реальность. Об этом, в частности, рассказали эксперты Ipsos. Они также объяснили, как маркетологи используют VR для тестирования потребительских концепций.
Нереальный шопинг
В 2018 году объем рынка технологий виртуальной и дополненной реальности — VR/AR — оценивался в $19 млрд, по данным Research and Markets. Через пять лет объем рынка вырастет до $94,6 млрд, прогнозирует IDC. Несмотря на оптимистичный прогноз, AR/VR-технологиям придется проделать непростой путь, чтобы стать неотъемлемой частью деловой среды. В России активному внедрению иммерсивных технологий пока препятствуют сложная разработка, экономическая неопределенность и неразвитая инфраструктура. Тем не менее крупные ретейлеры все чаще используют новые технологии для зрительного и чувственного погружения своих пользователей. О том, как их уже внедрили Gucci, L’Oreal, MAC, Nike и другие компании, рассказали эксперты Umbrella IT.
Учения в виртуальном поле
Прогноз Digi-Capital еще более позитивный. По их оценкам, в ближайшие несколько лет рынок VR/AR покажет взрывной рост и превысит $100 млрд уже к 2021 году. В основном VR-технологии применяют в промышленности. Они позволяют проводить обучение эксплуатации дорогостоящего оборудования и отрабатывать определенные схемы поведения, например при аварийных ситуациях. На крупных технологических производствах полевые обучения проводятся регулярно, но в полной мере воспроизвести ситуации не получается. Потому что никто не будет специально выводить из строя энергоблоки на электростанции, чтобы провести учения для новичков. В VR это возможно, да еще и экономически выгодно для компаний.
Виталий Степанов, руководитель направления разработки компании iVariant, рассказал, как VR-инструменты помогают решать бизнес-задачи не только в промышленности, но и в образовании и медицине, а также в маркетинге и продажах.
Нефть, газ, VR
VR также применяют в сфере ТЭК. Работа нефтегазовых компаний сопряжена со сложными устройствами, в том числе генераторами и компрессорами для буровых работ. Поскольку эти машины находятся под высоким давлением, их состояние нужно постоянно отслеживать — сбои могут привести к серьезным последствиям. VR-технологии позволяют инженерам-механикам без физического присутствия на локации следить за оборудованием и быстро и точно диагностировать сбои. В каких еще аспектах VR облегчает жизнь работников сектора энергетики, рассказали эксперты Varwin.
Не только геймерам
Помимо hard skills при помощи виртуальной реальности также можно развивать soft skills. Например, компания Talespin разрабатывает виртуальные аватары, на которых можно тренировать сотрудников разных департаментов. В частности, разработчики создали виртуального работника Барри. Задача менеджера — его уволить. В зависимости от того, как менеджер будет общаться, Барри может заплакать, разозлиться или спокойно принять новость об увольнении. Если менеджер довел виртуального работника до слез, ему предоставляется еще одна попытка уволить. Виртуальные работники тренируют реальных, чтобы в жизни менеджеры с легкостью справлялись с подобными ситуациями. Что еще пишут иностранные СМИ про применение VR-технологий в бизнесе, читайте в дайджесте.
Пока «синий петух» не клюнет
Недостаток рабочей силы — одно из главных препятствий для роста экономики. Молодежь в основном хочет работать в стартапах и заниматься дизайне и маркетинге. «Тяга этого поколения к цифровым технологиям — сущее наказание для нас», — говорит Фардо. Поэтому, чтобы привлечь будущих потенциальных кандидатов, к виртуальной реальности обращаются и компании из менее привлекательных секторов экономики. Во Франции, например, власти предлагают студентам и школьникам примерить VR-очки, чтобы понять, как работается инженеру-робототехнику, авиационному сварщику или компьютерному разработчику. Подробнее об этом в материале Bloomberg Businessweek.
Чувствовать кожей
Человека, погружающегося в виртуальную среду, обычно представляют в специальных очках или шлеме. Однако разработчики идут дальше и придумывают новые устройства. Белорусские специалисты Teslasuit выпустили тактильный костюм с «обратной связью». В обтягивающий костюм встроены электроды, поэтому он не только переносит человека в виртуальный мир, но и позволяет ощутить разные вибрации, симулирует ожоги и травмирование. Такой костюм может пригодиться при тренировках спасателей или медиков.
Какие еще VR-устройства идут в комплекте с очками и шлемами для того, чтобы полностью «окунуться» в виртуальную вселенную, рассказал Денис Тамбовцев, преподаватель «Нетологии», креативный директор Modum Lab.
Доигрались
В то же время юристы обеспокоены столь быстрым распространением VR и AR: чем более доступными они становятся, тем больше киберпреступлений это провоцирует. В спорах, касающихся безопасности технологий VR/AR, объектами права могут быть программное обеспечение или устройства для создания VR. Правила использования объектов интеллектуальной собственности применимы не только в реальном, но и в виртуальном мире. О реальных наказаниях за преступления в виртуальном мире рассказала Елена Крамм, консультант Dentons.
Взгляд футуролога
VR наряду с автоматизацией бизнес-процессов и распространением искусственного интеллекта проектируют наше будущее. По прогнозам американского изобретателя и футуролога Рэя Курцвейла, уже в 2030-х годах виртуальная реальность будет ощущаться полностью как реальная. Что еще говорят футурологи, популяризаторы науки и предприниматели о будущем — в материале.