С чего страховщику стоит начать цифровую трансформацию
Финансовый сектор — одна из наиболее инновационных отраслей. По оценке консалтинговой компании McKinsey, Россия входит в топ-5 стран по темпам цифровизации финансового рынка, но это утверждение в большей степени справедливо для банковской сферы. Действительно, для россиян мобильный банк — привычный и удобный инструмент для оплаты счетов и оформления различных продуктов. А что происходит на рынке страхования? Как технологии меняют подходы страховщиков к бизнес-процессам?
Мировой рынок страхования «бурлит». Регулярно появляются данные об очередных рекордах (по прогнозам Deloitte, общий объем инвестиций в иншуртех в 2019 году может побить результат 2015 года и превысить $3 млрд) и новости о сделках слияния и поглощения (M&A), а также о новых партнерствах. Технологии развиваются стремительно.
А что происходит в России? Российский рынок страхования очень противоречив. С одной стороны, он пока не может похвастаться ни крупными партнерскими сделками, ни яркими стартап-проектами. С другой стороны, у нас есть база для цифровизации — развиваются специализированные стимулирующие программы для иншуртеха (профильные акселерационные программы, такие как Insurtech 2.0; регулярные хакатоны), а страховщики повышают свои технологические скиллы. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», почти 100% российских компаний применяли интернет-решения для продажи полисов еще в 2018 году. При этом общий объем продаж полисов онлайн, по данным Центробанка за третий квартал 2019 года, немногим превысил 5% — это скромный показатель, который тем не менее увеличился в два раза по сравнению с тем же периодом 2018 года.
Куда стоит смотреть страховщикам
Рассматривая глобальные и российские тенденции, можно сделать шесть наблюдений: