РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Ближний круг: как и зачем компании используют «семейную» мотивацию

HR Менеджмент Статьи РБК
Чтобы удержать перспективных работников, оправдав вложения в них, компаниям нередко нужно менять систему мотивации. Как в этом может помочь семья, рассказывает Анастасия Леонидова, генеральный директор сервиса для организации досуга ребенка Leoni
Фото:Roman Kraft / Unsplash
Фото: Roman Kraft / Unsplash

Шестьдесят шесть процентов миллениалов планируют уволиться в 2020 году. HR-специалисты говорят, что в этом виновата устаревшая система лояльности.

Стандартные методы — это зарплата, корпоративная культура, льготы, соцпакет, транспорт до работы, бесплатные обеды. Они обычно распространяются только на самого сотрудника, его семья остается за бортом. Иногда на родных можно оформить корпоративный ДМС, раз в год пригласить на корпоратив супруга, а на Новый год — рассчитывать на сладкий подарок детям.

Получается, что в большинстве случаев семья и работа — это две непересекающиеся плоскости. И если семья часто реагирует на то, что происходит на работе: переживает, советует, помогает, то работе до семьи нет никакого дела. Все, чем она может быть полезна, — это зарплата.

Между тем отчет HR-эксперта Джо Берсина для Deloitte за 2019 год показал, что деньги — далеко не лучший способ мотивировать и удержать сотрудника. Главное, что влияет на его лояльность и трудоспособность, — это его общее благополучие.

Три HR-тенденции

Well-being — это сложное и многоуровневое понятие, и семья — это один из ключевых его элементов.

Мировые тренды в HR крутятся в основном вокруг поиска лучших ответов на вопросы: как мотивировать персонал и повышать его вовлеченность в работу.

В своем отчете Берсин отмечает три тенденции.

  • Акцент на общее благополучие сотрудника

В него входят физическое здоровье, психологический комфорт, финансовая уверенность, семейное и социальное благополучие.

У каждого элемента своя структура. Например, физическое здоровье складывается из хорошего сна и самочувствия, регулярных спортивных занятий, отсутствия стресса и т.д.

Берсин говорит, что новая система мотивации и повышения вовлеченности должна работать с каждым таким фактором. Частично так уже происходит. Если компания, например, оплачивает сотруднику лечение или компенсирует стоимость абонемента в бассейн — это меры из области физического благополучия. Но она не может отследить, скажем, высыпается ли сотрудник и не злоупотребляет ли он фастфудом, и уж тем более как-то на это повлиять или изменить.

На помощь придет второй тренд.

  • Формирование «корпоративного гражданства»

Идея в том, что компания максимально расширяет свое влияние на жизнь персонала. Становится тем же, чем государство для гражданина.