Материал раздела Основной
Ирина Баржак
В психологии существует понятие «вторичная выгода». Люди годами находятся в конфликтных ситуациях, когда им это выгодно. По той или иной причине, которая неочевидна даже им самим.
Вторичная выгода — бессознательно мотивируемое стремление извлечь выгоду из невротических симптомов или болезни. Вторичная выгода представляет собой преимущество, которое пациент получает от уже сформированных симптомов, то есть преимущество, которое он не предполагал или не намеревался (бессознательно) получить в начальный период образования симптомов. Эта выгода способствует закреплению болезни и сопротивлению лечению (словарь «Психоаналитические термины и понятия». — «РБК Pro»).
Например, нам нужно сливать на кого-то свое раздражение, чем-то оправдывать свое бездействие и так далее. Если выгоды нет, человек очень быстро находит способы разрешения конфликта. При этом он воздействует не на субъект или объект конфликта, а на его причину.
Разберем на примере конкретного корпоративного кейса.
Человека, назовем его S, назначили на новую должность. В его обязанности входит контролировать уборку в разных офисах компании, разбросанных по всему городу.
До этого специалист N регулярно выезжал в разные офисы. Клял почем свет стоит сотрудников, которые контролировали выполнение работ, и исполнителей из клининговой компании. Ежедневно ругался с теми и другими по телефону. Часто офисы были так запущены, что это приводило к необходимости замены оборудования и дополнительным затратам.
Все в компании привыкли к тому, что уборка выполняется ужасно, нормальных исполнителей нет, сотрудники невнимательно проверяют работы и регулярно получают выговоры. И вдруг с приходом нового руководителя проблема с уборкой исчезла. Как и конфликты. Исполнители убирают офисы в срок, а сам новый руководитель почти никогда в них не появляется. Чудо? Нет, конфликтология.
Как новому руководителю удалось добиться таких результатов?