Пять перспективных ниш для инвестирования в HR-tech в 2020 году

HR Инвестиции Статьи РБК
HR-специалисты получают новые инструменты для оценки кандидатов, борьбы с дискриминацией и заботы о здоровье сотрудников. Рынок HR-tech растет на 11% в год. В какие его ниши стоит вложиться в 2020 году, рассказывает Николай Манолов, сооснователь XOR.ai
Фото: Campaign Creators / Unsplash
Фото: Campaign Creators / Unsplash

1. Искусственный интеллект в рекрутменте и HR

Рынок искусственного интеллекта (ИИ), по оценкам Fortune Business Insights, растет на 33% в год. Одна из отраслей, которые ИИ стремительно трансформирует, — это HR. К 2025 году рынок HR-tech, по оценке Grand View Research, достигнет $30 млрд — его объем увеличивается в среднем на 11% в год.

Будущее рекрутинга без ИИ представить невозможно: проблема высокой текучести кадров в каждой отрасли усугубляется, новых сотрудников приходится нанимать все чаще, а штат рекрутеров вечно расширять невозможно. На помощь компаниям приходит ИИ, который позволяет автоматизировать процесс. В прошлом году 63% профессиональных рекрутеров, принявших участие в опросе консалтинговой фирмы Korn Ferry, признали, что ИИ уже сильно изменил процесс найма сотрудников в их организациях. Этот тренд только усилится в 2020 году.

Сервисы с использованием ИИ помогают рекрутеру автоматизировать начальный этап приема на работу. Они могут:

  • сканировать резюме;
  • отбирать подходящих кандидатов;
  • назначать им время для собеседования,
  • а в некоторых случаях даже предварительно анализировать видео- и аудиоинтервью.
  • ,>

Последним занимается, например, компания HireVue, которая в сентябре 2019 года получила очередной раунд инвестиций.

В 2020 году ИИ научится лучше распознавать эмоции и определять soft skills — именно они сегодня выходят на первый план в процессе найма. Все больше компаний будет разрабатывать технологии, позволяющие определить сильные стороны кандидата ненавязчиво — как, например, стартап Pymetrics, который предлагает вместо интервью выявлять компетенции через серию тестов, предложенных в виде игр. Сервисы в этой области будут пользоваться все большей популярностью у компаний и приносить прибыль инвесторам.

То же самое и с ИИ в сфере обучения персонала и работы с ним: он активно используется в технологиях для продвижения сотрудника в компании (talent experience) и получения им новых навыков (learning experience).

2. Talent experience: софт для повышения вовлеченности сотрудников

Управление талантами и их обучение конкретным навыкам больше не в тренде — теперь в центре внимания сам сотрудник, новое поколение сервисов ориентируется в первую очередь на его опыт и желания, а не на потребности компании (такой подход в итоге, конечно, становится выгоден и для работодателя).

Так, компания Instructure переделала свой продукт Bridge, который раньше был классической системой обучения, в сервис для развития сотрудников. Теперь сервис предлагает сотруднику курсы обучения, как только он меняет работу или должность. Кроме того, в Bridge компании могут указывать скиллы, которые нужны конкретным сотрудникам. Сервис будет составлять план обучения этим навыкам. Еще сервис поощряет коллег учить друг друга и позволяет легко создавать контент и задания для проверки. Кроме обучения, сервис предоставляет инструменты для планирования карьеры: например, связь с HR-менеджерами и возможность совместно составлять план развития сотрудника. Менеджерам Bridge предлагает такие инструменты, как опросы, анонимные чаты, отслеживание результатов команд для контроля уровня вовлеченности и удовлетворенности сотрудников.

Есть и похожие комплексные решения — Fuel 50, InnerMobility, PhenomPeople, BetterWorks, HiBob и многие другие.

Именно такие программы, согласно исследованию Deloitte Global Human Capital Trends («Глобальные тренды в HR»), нужны компаниям: исследователи называют одной из главных проблем в HR то, что работодатели фокусируются на решении одной проблемы и не предоставляют сотрудникам рабочего пространства, в котором соединились бы все задачи и инструменты для их решения. Поэтому доля платформ, подобных Bridge, на рынке ПО для управления талантами увеличивается. Сам мировой рынок к 2024 году, по оценкам Technavio, вырастет до $4,62 млрд.

3. Learning experience: технологии для встраивания обучения в рабочий процесс

Learning experience platforms (LXP) — еще одна растущая категория сервисов, на которую стоит обратить внимание инвесторам. Вместо того чтобы использовать устаревшие платформы обучения, на которых работодатель требует пройти отдельные курсы, новые решения помогают компаниям обучать сотрудников в процессе работы и побуждать их самих развивать свои навыки в различных областях — не только конкретные технические умения, но и soft skills, которые становятся все важнее для работодателей. Например, в 2019 году LinkedIn выделил пять самых востребованных — креативность, убедительность, умение работать в команде, гибкость и способность планировать время.

Такие сервисы мультиплатформенные. Они предлагают обучение в различных форматах: кроме обычных курсов это могут быть вебинары, подкасты, игры, микрокурсы и т.д. Сервисы собирают в единое целое все обучающие программы, пройденные сотрудником. Они анализируют результаты обучения, помогая отследить прогресс (например, по сравнению с коллегами), а также оценить, насколько пройденные курсы вписываются в индивидуальный план развития сотрудника и соответствуют его должности.

Самое главное — сервисы могут давать рекомендации по процессу обучения. Обычно они работают как Netflix, который персонализирует стартовую страницу, оставляя на ней те сериалы, которые должны понравиться конкретному пользователю. Это делается не только на основе изучения предпочтений пользователя, но и на основе результатов других учеников (из той же компании или на той же должности или на том же рынке). Например, если маркетинговый менеджер в технологической корпорации прошел не самый очевидный курс по психологии и начал следующий из этой области, то сервис может предложить аналогичному сотруднику в другой компании тот же курс.

Компании готовы инвестировать деньги в такие продукты, чтобы повысить уровень компетенций сотрудников. Это видно по тому, что лидеры в области HR выпускают свои продукты в этой области, стремясь занять место на развивающемся рынке: так, уже появились сервисы от LinkedIn (LinkedIn Learning) и Salesforce (MyTrailhead).

Джон Берсин, основатель Bersin by Deloitte, в 2018 году оценил рынок LXP более чем в $300 млн, а его ежегодный рост — более чем в два раза.

4. Технологии для благополучия и здоровья сотрудников

С каждым годом компании тратят все больше денег на здоровье сотрудников. Это приводит к тому, что HR-tech все плотнее сливается с рынком health tech — технологии, которые используют для отслеживания и анализа здоровья человека, а еще для создания цифровых медицинских сервисов. Они помогают компаниям как предупреждать заболевания и оптимизировать затраты на здоровье сотрудников, так и более удобно организовать систему корпоративных страховок. Например, Virgin Pulse помогает отслеживать состояние сотрудника и выявлять риски, основываясь на различных опросниках, данных медицинских гаджетов и другой информации, а еще приучает сотрудников формировать здоровые привычки.

Смежный с этим рынок well-being (решения по управлению стрессом и энергией и в целом здоровым образом жизни) тоже производит все больше продуктов, которые помогают компаниям поддерживать в сотрудниках здоровье и работоспособность, — это всевозможные инструменты для улучшения психического здоровья, снижения стресса, планирования семьи и даже достижения финансового благополучия. Так, платформа MEquilibrium помогает сотрудникам справляться со стрессом, предлагая каждому персонализированный план.

5. Технологии против дискриминации и харассмента

Предвзятость и неуместное поведение в рабочем пространстве — проблемы, которые с каждым годом обсуждаются все активнее, особенно на фоне движения #MeToo (хештег распространился в соцсетях в 2017 году в связи с обвинениями в сексуальном насилии американского продюсера Харви Вайнштейна; затем его стали использовать для рассказов о пережитом опыте насилия). Решение, как уверены многие новые игроки рынка, кроется в технологиях. Консалтинговая фирма Mercer LLC и исследовательская компания RedThread Research уже оценивают новый рынок в $100 млн.

Именно с помощью технологий можно снизить распространенность дискриминации при приеме на работу и карьерном продвижении. Новые сервисы покрывают каждый шаг в HR: от того, как избежать предвзятости в описании вакансий (так, Textio использует искусственный интеллект, чтобы анализировать лексику объявления и исправлять описание вакансии на гендерно-нейтральное; среди клиентов — Cisco и Atlassian), и до того, как обучить менеджеров вовремя распознавать дискриминацию и препятствовать ей (STRIVR Labs, Equal Reality, DebiasVR).

Отдельная категория — инструменты для борьбы с харассментом. Основатели компании Vault утверждают, что 75% домогательств остаются незамеченными, потому что о них никто не докладывает. Поэтому они создали сервис, который позволяет сотрудникам собирать доказательства в одном хранилище и докладывать о харассменте и неуместном поведении на работе.

Vault также предлагает альтернативу анонимным жалобам. Например, в сервисе есть опция подать заявление вместе — оно отправится, только если другие коллеги уже написали отчеты по описанной проблеме. В этом году компания получила $4,2 млн в рамках посевного инвестирования. Компания утверждает, что у нее есть клиенты из самых разных индустрий. В 2017 году с помощью подобного сервиса получилось подтвердить претензии бывшего инженера Uber Сьюзен Фаулер к ее экс-руководителю.

Безопасная рабочая атмосфера и готовность компании препятствовать любой дискриминации становится одним из важнейших качеств при выборе работодателя, поэтому эта часть HR-tech будет только расти. Сегодня 60% игроков на рынке существуют меньше четырех лет.

В целом рынок HR-tech уже прошел начальную стадию развития, поэтому скоро стартапы и инвесторов ждет большая волна слияний и поглощений. Первые громкие сделки уже произошли: так, в 2019 году компания SAP закрыла сделку по покупке стартапа Qualtrics (занимается технологиями для управления опытом сотрудников и клиентов) за $8 млрд. Мы можем увидеть еще больше сделок в 2020 году.