К чему вы стримитесь: как стриминги меняют индустрию музыки в России
«Сейчас второе пришествие контента в России. В начале нулевых годов была ситуация, когда росли доходы от легальных аудиозаписей CD. Накануне кризиса 2008 года доход от продаж CD составлял от 10 до 20% в годовом доходе артиста. В течение одного года эта история схлопнулась. Финансовый кризис ударил по точкам продаж легальной продукции в первую очередь в регионах, торговые центры стали избавляться от непрофильных товаров — CD и DVD. После этого доля контента никогда не превышала 10% в годовом доходе артиста. Были успешные артисты с минимальной монетизацией контента», — рассказывает Дмитрий Коннов, генеральный директор Universal Music Russia.
Ситуацию изменило распространение стриминговых сервисов, таких как Apple Music, YouTube, VK, Boom, «Яндекс.Музыка», SoundCloud, Zvooq и т.д. Их популярность проложила новый путь музыки к слушателю: теперь, чтобы стать известным артистом, больше не нужны ротации на радио и ТВ, лейблы и продюсеры — требуются только хиты, которые исполнитель может записать у себя дома и мгновенно выложить в интернет. «Я работаю как независимый артист, но выпускаюсь через музыкального дистрибьютора. Это снимает с меня бумажную волокиту и ответственность за организационные вопросы. Но в то же время это не лейбловая история, где артист сидит на проценте и согласовывает каждый шаг с продюсером. Сейчас человек может просто загрузить свой трек на все площадки и сразу получать доход. Это хороший стимул для музыкантов», — говорит Давид Деймур, основатель электропанк-проекта GSPD, чей последний альбом собрал 1 млн прослушиваний всего за неделю.
Согласно исследованию J’son and Partners Consulting, рынок музыкального стриминга в России в 2018 году вырос вдвое по сравнению с предыдущим годом. Выручка стриминговых сервисов составила 4,7 млрд руб. (из них 3,2 млрд пришлось на платные подписки, а 1,5 млрд — на рекламу). По доле пользователей стриминга в общем количестве слушателей музыки Россия оказалась на первом месте в мире (87%). «Рынок цифрового контента быстро растет. Мы прогнозируем рост в четыре-шесть раз в ближайшие пять лет. К чему это приведет? Все больше талантливых ребят, которые вынуждены были бросить музыку из-за необходимости зарабатывать на других работах, продолжат заниматься музыкой. Будут записывать хорошие песни, не выходя из дома, загружать их на витрины и зарабатывать десятки миллионов рублей. Им не нужно даже ездить на концерты», — прогнозирует Николай Дуксин, генеральный директор творческого объединения «Газгольдер».