РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

От ретейла — к фулфилменту: новые технологии на службе логистов

Ретейл Продуктовый ретейл Одежда и обувь Логистика Интернет-торговля Клиентский сервис Продажи Цифровизация Статьи Reworker
Путь товара до потребителя в ближайшие годы продолжит сокращаться. Алексей Жуков, исполнительный директор компании Reworker, рассказывает, что делают современные российские ретейлеры, для того чтобы сократить «последнюю милю»
Фото:DPA / ТАСС
Фото: DPA / ТАСС

Даркстор снижает издержки

Все новое в России — это, как правило, уже пройденное на Западе. Так, на волне успеха Uber стало модно уберизировать ретейл. Классической идеей в логистике e-grocery в этом ключе, например, стал Instacart. Однако спустя какое-то время крупные ретейловые сети, с которыми он работал, сами поняли, что не нуждаются в таком хорошо масштабируемом проекте по снижению и так не высокой маржинальности в своем сегменте.

Они запустили собственные службы по этой модели, но, увы, это тоже оказалось бесперспективно, поскольку произошло удвоение издержек. Ведь в этой схеме сначала нужно выкладывать товар для офлайновых покупателей, а затем собрать его с помощью специальных комплектовщиков для онлайн-заказов.

В результате ретейл пришел к концепции даркстора (специальные помещения, где хранятся товары исключительно для онлайн-заказов). Она предполагает удешевление операционных издержек из-за сниженной стоимости аренды и увеличения эффективности труда комплектовщиков. Крупные игроки уже делают это.

По сути, даркстор представляет собой автоматизированный склад. Например, через новый даркстор X5 Retail Group в поселке Вешки Московской области может проходить 5000 заказов в день. Всего группа в рамках своей e-сommerce программы уже построила три таких склада.

Фулфилмент-центры сокращают «последнюю милю»

Удаленность даркстора от клиента породила проблему «последней мили». Поэтому на смену этой концепции на Западе пришла концепция микрофулфилмент-центров, расположенных в непосредственной близости от клиентов. В российском e-commerce мы видим похожую реализацию у «Яндекс.Лавки». Компании, располагающие свободными складскими и транспортными мощностями, сегодня могут монетизировать их, используя свои площадки для продажи фулфилмент-услуг сторонним ретейлерам. Подобное сотрудничество выгодно для всех сторон.