РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Эльза Егорова

Как помочь новому сотруднику адаптироваться в компании

HR Статьи TalentTech
Хотите, чтобы новый сотрудник был самостоятельным, четко понимал свою роль в компании, результативно выполнял задачи и в целом чувствовал себя комфортно? Тогда позаботьтесь о его правильной адаптации с первых дней работы

Согласно данным опроса компании Jobvite, проведенного в 2019 году в США, 29% сотрудников уходят из компании в первые три месяца. В компании — разработчике программного обеспечения iCIMS уточняют, что в четверти случаев причиной увольнения новичков становится отсутствие должного обучения и заботы. Новая работа и так ассоциируется со стрессом, а без качественных адаптационных программ или при их неправильном воплощении работники испытывают еще больший стресс. Они боятся не угадать с дресс-кодом, переживают, что не до конца поймут задачи, не знают, когда принято идти на обед, и вообще, вольются ли в коллектив. И в итоге уходят.

Давайте рассмотрим, какие потери несет бизнес из-за неправильной адаптации сотрудников, и разберемся, как эффективнее проводить онбординг.

Сколько стоит уволившийся новичок

Предположим, вы нашли прекрасного продакт-менеджера на зарплату 200 тыс. руб. и потратили на адаптацию три месяца. Увы, вовлечь сотрудника в рабочий процесс не удалось — он уволился на испытательном сроке. Во что это вылилось бизнесу? Давайте подсчитаем затраты.

Допустим, рекрутер в ИT-компании получает 100 тыс. руб., и от него ожидают закрытия четырех вакансий за месяц. На наем продакт-менеджера ушло 1,5 месяца, или 37,5 тыс. руб.

(100 000: 4) * 1,5 = 37 500

Складываем затраты на наем кандидата и три оклада сотрудника с учетом НДФЛ и отчислений в социальные фонды.

37 500 + 894 000 = 931 500

Получилось, что за 4,5 месяца на сотрудника потратили 931,5 тыс. руб. И эти затраты уже не назвать инвестициями в перспективного продакт-менеджера — они улетучились вместе с его увольнением.

Результат подсчетов станет еще неприятнее, если учесть стоимость рабочих часов наставников, команды, руководителей и бухгалтеров, а также затраты на оборудование рабочего места. Сюда же относится потеря потенциальной прибыли, из-за того что обучавшие новичка сотрудники не могли работать с обычной эффективностью. А после его увольнения и напрасного обучения они и вовсе демотивированны — кто-то перегорает и тоже уходит.

Если изучить в открытых источниках отзывы о некоторых крупных работодателях, то можно найти такие: «В первый день вышла на стажировку консультантом. Мне дали наставника и сказали просто повторять за ней. Что ж, господа, есть пирожки полдня и трещать с коллегами на кухне я бы и сама научилась, спасибо!»

Каждый уволившийся новичок может таким отзывом нанести ущерб вашему HR-бренду. Тогда нанимать новых сотрудников станет намного сложнее: придется повышать зарплаты, добавлять бонусы и раздувать бюджет на подбор. А затем снова тратить деньги. Ведь новички уйдут, если вы не измените систему адаптации.

Какие способы адаптации бывают

Cуществуют автоматизированные и неавтоматизированные способы адаптации. Многие бренды миксуют разные способы онбординга, используя как личный контакт, так и digital-инструменты.

Как компании используют для вовлечения личное общение

  • Экскурсия с менеджером/наставником.

В компании Wargaming.net новичка встречает адаптационный менеджер, который проводит с ним весь день, рассказывает, как устроена пропускная система и как отслеживается время работы, каково расписание шаттлов до офиса и на что стоит обратить внимание в корпоративной культуре. Новичка также сопровождают на обед, чтобы рассказать ему, как платить за питание и как это будет списано с зарплаты. Затем настраивают доступы к необходимым системам на рабочем лэптопе. Если что-то идет не так, то менеджер сам связывается с нужными департаментами.

  • Корпоративные тренинги, welcome-курсы