Материал раздела Основной
Дарья Субоч

Деловой дресс-код: когда одежда перестанет быть социальным маркером

Одежда предпринимателей в 90-е, нулевые и сейчас отличается сильнее, чем сам бизнес. Социологи и историки моды говорят, что смена поколений, выход на сцену миллениалов и «зетов» низвергли статусные социальные маркеры. Но так ли это на самом деле?
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Социальные маркеры — это тотемные метки статуса человека в обществе, которые призваны придать значение человеку и открыть перед ним двери, которые без этого останутся наглухо запертыми.

По роду своей деятельности в пиаре я вижу, как топ-менеджеры в построении личного бренда опираются на внешность порой больше, чем на профессионализм.

Из крайности в крайность

В России слишком долго сначала было нечего и некуда надеть, а затем мало кто умел это делать. Неуместность, умноженная на демонстративное потребление, — бич всех стран, переживших дефицит товаров и переходный период.

Многие из нас еще помнят, как в 1990-е в первые офисы приходили женщины в бирюзовых лосинах и декольтированных топах с леопардовым принтом. Отчасти поэтому, а вовсе не только из-за идолопоклонничества западным стандартам бизнеса многие компании быстро ввели дресс-код. Он, впрочем, с той же удалью был вскоре тоже доведен до абсурда. В банках, например, вполне серьезно измеряли длину ногтей сотрудниц; в аудиторских компаниях требовали снять даже самые неброские украшения, если это не обручальное кольцо; в агентствах элитной недвижимости прописывали в трудовых договорах приходить на сделки в статусных часах.

Устрашающие масштабы приобрел в России и эйджизм: мы и не заметили, как устроиться на работу после 35 лет на некоторые позиции стало сложно, после 40 — еще сложнее, а после 45 — почти невозможно. В итоге многие соискатели на полном серьезе отправились переписывать дату рождения в паспорте, потому что сохранять внешность и выглядеть на десять лет моложе оказалось легче, чем убедить «эффективного» эйчара в том, что в 45 люди еще не впадают в маразм.

Молодым и красивым, увы, по-прежнему легче быть успешными, их по-прежнему «больше любят», внимательнее слушают и с ними чаще подписывают сделки.

Рекомендуем
ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
Узнайте, как использовать ИИ для решения рабочих и личных задач, — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

Luxury в аренду

Пока социальные маркеры успеха могут притягивать и притягивают деньги и успех, без сомнения, игра стоит свеч.

Возможно, подсознательно чувствуя это, нацеленные на успех люди часто живут не по средствам: на последние кредитные деньги покупают «Мерседес», но при этом ютятся в съемных квартирах. Мало кому в развитой европейской стране придет в голову брать кредит на «правильное» пальто или часы. В России же такие займы еще совсем недавно составляли немалую долю рынка потребкредитования. Купить смартфон за 100 тыс. руб. при зарплате 60 тыс. и сейчас не считается безумием. Причина и здесь, на мой взгляд, не столько в стремлении пустить пыль в глаза, сколько в желании оказаться «своим» среди людей со схожим потребительским ДНК, а значит, образом жизни и мыслей.

В мире, где развивается шеринговая экономика (совместное потребление самых разных услуг), становятся популярнее и сервисы по продаже товаров б/у, в том числе и в сегменте luxury, а также их аренда. На e-Bay, например, целый раздел занимают винтажные сумки модных домов. И я не уверена, что это история только про разумное потребление.