РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

ДНК розницы: какими станут магазины в России

Ретейл Маркетинг Прогнозы КОРУС Консалтинг
Александр Семенов, председатель совета директоров ГК «Корус Консалтинг», рассказывает о том, есть ли у ретейла будущее в привычном для нас формате
Фото: Mark Zamora / Unsplash
Фото: Mark Zamora / Unsplash

Хорошая новость в том, что людям по-прежнему нужны еда, одежда и даже косметика. Однако они начали покупать по-другому. Это подтверждает главный мировой тренд: ретейл кардинально меняется. Все меньше покупателей отправляются с тележкой в еженедельное субботнее приключение, набивая ее товарами без разбора. Жизнь в очередной раз ускорилась, и оказалось, что шопинг и ежедневные покупки — не одно и то же. Первое — развлечение и способ приятно провести время, возможно, даже получить эстетическое удовольствие. Второе — рутина, на которую покупатели хотят тратить как можно меньше времени.

Современный продуктовый гипермаркет оказался зажат между двумя трендами, как между Сциллой и Харибдой: делать покупки в нем — дело не быстрое, но и развлечением это не назовешь. О чем мечтает любой житель мегаполиса, так это о том, чтобы продукты сами попадали к нему в холодильник. Сэкономленные несколько часов в неделю он готов тратить на спорт, общение с семьей или просмотр фильмов.

В октябре американский торговый гигант Walmart начал доставлять продукты сразу в холодильник в трех городах США. Курьеры имеют доступ к «умным» замкам, попадают в квартиры по паролю и раскладывают в холодильники клиентов йогурты, сыр и овощи. Эта опция доступна уже миллиону американцев. Появятся ли такие магазины в России?

Онлайн: не вместо, а вместе

В России самый быстрый способ получить йогурт, не вставая с дивана, — сделать заказ онлайн. Но этой опцией пользуются всего несколько процентов покупателей. Сейчас доля онлайн-продаж non-food все еще не достигает даже 10%, а по продовольственным товарам — менее 0,2%, это означает только одно: огромный потенциал для роста. С 1 января 2019 года требования к товарным агрегаторам стали жестче, но это не останавливает онлайн-гипермаркеты вроде Ozon и Wildberries, маркетплейсы «Беру!» и Goods. В онлайн все активнее инвестируют X5 Retail Group, «М.Видео», «Яндекс» и Mail.Ru в партнерстве со Сбербанком.

Откажутся ли розничные гиганты от офлайна? Их задача сложнее: подружить два канала. То есть оставить рутинные закупки в онлайне, а магазины превратить в источник новых гастрономических впечатлений. В магазины будущего будут ходить за дорогим сыром и вином, а гречку и рис одной и той же марки — заказывать онлайн.

E-grocery доставка

Если «скучные» покупки уходят в онлайн, это стимулирует смежный рынок — доставку продуктов. В России сегмент e-grocery бурно развивается, здесь уже есть крупные игроки. Например, «Окей» и «Перекресток» доставляют продукты домой, также есть ряд растущих стартапов, включая iGooods и «Самокат.ру». Такие стартапы привозят продукты в течение нескольких часов, отбирают самое свежее, строго соблюдают товарное соседство при доставке, постоянно стимулируют клиентов бонусами и акциями. Один раз испытав этот комфорт, сложно отказать себе в искушении повторить заказ. А выбирать одни и те же продукты по списку скоро сможет даже ребенок.

Ассортимент для каждого

Что будет происходить с теми покупателями, которые пришли в магазин за впечатлениями? Их ретейл будущего будет узнавать фактически «в лицо».