РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как «ПИК-Индустрия» использует принципы McDonald's и Uber на стройке

Строительство Цифровизация Кейсы РБК
Андрей Журко, директор по ИТ промышленного блока ПИК, — о том, как с помощью цифровых технологий и современных систем учета «ПИК-Индустрия» удалось увеличить производительность труда на строительных площадках на 49%, а на заводах — на 45%
Фото:Scott Blake / Unsplash
Фото: Scott Blake / Unsplash

Строительством и производственными процессами в ГК «ПИК» занимается компания «ПИК-Индустрия». Компания ежегодно выпускает 1,5 млн кв. м панелей сборного железобетона и 500 тыс. кв. м навесных панелей. Чтобы сохранить темпы и объемы реализации продукции, нам потребовалось оптимизировать производство. С помощью цифровых технологий и современных систем учета удалось увеличить производительность труда на строительных площадках на 49%, а на заводах — на 45%.

Наиболее эффективными решениями стали:

  • системы планирования и автоматической отчетности;
  • чек-листы;
  • контроль за логистикой в онлайн-режиме;
  • автоматизация производства;
  • комплектация производственных линий по принципу McDonald's.

Грамотное планирование — половина успеха

Мы разработали системы долгосрочного адресного и оперативного планирования, чтобы контролировать весь процесс: от проектирования до строительно-монтажных работ.

Оперативный план

В оперативный план включаем задачи на ближайшее будущее. Например, туда входят:

  • количество деталей, которые нужно выпустить;
  • количество железобетонных изделий, которые необходимо отгрузить;
  • дома, которые нужно построить.

Сменные задания для рабочих формируются исходя из оперативных планов монтажа и поставки. В зависимости от объекта панелям присваиваются монтажные номера. Далее автоматически создается список деталей, которые нужно выпустить, чтобы покрыть потребность производства и монтажа.

На практике это работает так: начальник смены знакомится с планом и принимает объем суточных работ. Если в плане есть изменения и они не приняты в течение трех дней, происходит автоматическая блокировка сменно-суточных заданий. Благодаря такому подходу производство всегда работает с актуальной информацией.

Долгосрочный план

Система долгосрочного адресного планирования позволяет вносить изменения в соответствии со стратегическими целями компании. Ориентиром для плана производства служит план по продажам. Если он изменяется, то изменяются и объемы выпуска продукции.

На основании данных, загруженных в систему, формируется план по заводам. Производственная система также контролирует время между изменениями в планах цепочек производства, которые зависят друг от друга. Пересмотрен план по монтажу? Это повлияет и на план производства. В случае изменений коммерческая дирекция, производственное управление, строительно-монтажное управление и другие подразделения получают моментальные уведомления.

Прямо по списку

Для оперативного принятия решений мы используем чек-листы. Они помогают:

  • контролировать выход сотрудников на смену;
  • грамотно распределять операции между ними;
  • заранее формировать сменно-суточные задания.

Внедрить чек-листы на производстве можно быстро, а говорить об их эффективности — долго. Чек-листы существенно повышают производительность и мотивацию сотрудников, сокращая время передачи дел от одной бригады другой.

У начальников смены есть планшеты, в которые интегрированы чек-листы. Нет комплектующих, проблемы с оборудованием, на смену не вышел сотрудник? Для таких случаев есть «красная кнопка». Сотрудник нажимает на кнопку, создает обращение о проблеме и направляет его ответственному лицу. Либо же он может решить проблему самостоятельно и отметить это в системе.

Отчет о результатах работы по чек-листам формируется в системе автоматической отчетности Tableau, которая отображает показатели в режиме реального времени. На основе собранных данных мы установили нормативы скорости реакции на проблему. Так, если сломался терминал по сбору данных, рабочий обязан в течение пяти минут отметить, что проблема принята в работу.